Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Двукратный чемпион мира Александр Игнатенко: в детском доме все хотели выделяться среди сверстников

Воскресенье, 03 Марта 2013, 12:14
Двукратный чемпион мира Александр Игнатенко: в детском доме все хотели выделяться среди сверстников

Проблема детей-сирот стала одной из самых обсуждаемых обществом, вот только большинство дискуссий лишено конструктива и сводится к “паразитированию” на модной теме. Реальным социальным лифтом для воспитанников детских домов в условиях сегоднешнего дня может стать спорт. WRESTRUS.RU приводит жизненную историю Александра Игнатенко, который вырос в детском доме, и стал двукратным чемпионом мира и двукратным чемпионом Европы по греко-римской борьбе.

- Вы выросли в детском доме. Каким он вам запомнился?
- В три года мы с братом Сергеем оказались в кемеровском доме малюток, затем был интернат в Новокузнецке, а в двенадцать нас перевели детский дом железнодорожников в Омске. В нем был жесткий режим, как и во всех подобных учреждениях. Всё по звонку. Подъём в 7 утра, зарядка 15-20 минут, завтрак, в 9-00 школа. Мы учились в простой школе. Через 15 минут после окончания занятий ты должен быть в детском доме. Если заканчиваются занятия в 14-15, то в 14-30 ты должен быть на месте. Опоздал – объяснительная. Всё строго по режиму. Завтрак, обед, ужин. Между собой мы в основном играли летом в футбол, а зимой - в хоккей. Вот всё, что у нас было. А еще мы все хотели как-то проявить себя, выделиться среди сверстников, чтобы нас узнавали, считались. А уважали за что? Хотя бы через спорт. Что ты там лучший.   

- Это желание привело вас в борьбу?
- Оно самое, а еще желание научиться постоять за себя. Всё же мы с братом всегда были самыми маленькими среди сверстников. Первый раз мы с  Сережей пришли в секцию борьбы еще в Новокузнецке. Тренер глянул на нас и сказал: "Ребятки, какие из вас борцы? Займитесь акробатикой или ещё чем-то". И я действительно пошел на акробатику. Просто для себя. В основном мы там баловались, убивали время, но и чему-то научились. А про то, как я стал заниматься борьбой, даже не очень удобно говорить.

- Заинтриговали...
- Как только нас перевели в Омск, сразу отправили в пионерский лагерь. В нем был открытый бассейн. Мы с братом и еще 5-6 мальчишек в тихий час перелезли через ограждения и стали купаться. За нами погнались ребята из старшей группы. Наша компания стала убегать, но мы с братом не успели перелезть через ограждения. Может они и не хотели начинать драку, но в нашем детском доме был такой закон: не важно сколько их – важно не дать себя в обиду. Если признают трусом, то позорнее некуда. В итоге, они ещё только хотели поговорить, как Серёжка первый начал драку. Их было 4-5, а нас двое. Прибежали пионервожатые, крики, а разнять не могут. Побежали за физруком. Разняли. Нас поставили двоих, мы все в пыли, крови, носы разбиты. Он взглянул, и понял, что авторитетов для нас просто нет, и страха нет. После того, как мы помылись, он подошёл и предложил: «Не хотите борьбой заниматься?» – «Да, хотим». Физрук- Алексей Иванович Рожнев тренировался в «Локомотиве» у Ивана Ивановича Калюжного. К нему нас и привел. Эта встреча стала определяющей в нашей жизни. 

- Когда поняли, что борьба - это на всю жизнь?
- На первой же тренировке, когда одержал победу над собой. В борьбе есть такое положение, когда стоишь на мосту, а соперник пытается положить тебя на лопатки. На первой же тренировке я в жесткой форме попал на мост, и вокруг начали спорить: положат меня или нет? Я приложил всю свою злость, всё, что во мне было, чтобы уйти с этого моста, чтобы меня он не положил, доказать, что я могу. Я ушёл… Причём потом Серёга, мой брат, вышел, и есть такой бросок через спину из-под руки, так вот он бросил этим приёмом соперника. Никто не мог этого ожидать. Это был первый день наших тренировок. Я уже говорил, что все детдомовцы стремились выделиться среди сверстников. Для нас такой возможностью стал спорт, борьба помогла нам с братом реализовать себя в жизни.

- Вам доводилось бороться братом на соревнованиях?
- Мы встретились с Серёжей в финале чемпионата СССР 1986 года. Решили: кто из нас выиграет первый период, тот и будет чемпионом. И мы за тот период друг друга просто переломали. За три минуты развалили друг другу всё. Сломали носы, разбили губы, брови полопались. Вот так у нас закончились три минуты. Практически мы не боролись, а дрались за первое место. А судьи призывали нас к аккуратности. Тот период выиграл я.

- Вы двукратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы, участник трех Олимпийских игр … 
- Кому-то удаётся выиграть Олимпийские игры, но ни разу не стать чемпионом мира, а бывает наоборот. Олимпиада – это тонкая материя, соревнования, пришедшие к нам из глубины веков. Может, от этой связи с античными Олимпиониками и рождается такая неповторимая атмосфера. Колоссальная концентрация сильных, выносливых, амбициозных людей со всего мира, готовых многое отдать ради победы, создаёт мощную энергетику, которая может так ударить, что оставит без сил, а может, наоборот, стать стимулом и поддержкой в борьбе за «золото». В моей спортивной жизни было три Олимпиады. Наверное, ближе всего к пьедесталу я был на первых Играх 1988 года в Сеуле. Перед Олимпиадой даже не сомневался, что буду бороться в решающем поединке. Однако в полуфинале на моём пути встал японец Якиро Миохара. За год до этого я выиграл у него один балл, но в Сеуле получилось иначе. Я упустил свой шанс на последних секундах схватки, когда выигрывал один балл. Начал атаку на краю ковра, но «накрылся», и японцу присудили два балла. Обидно! За «бронзу» боролся с соперником из Южной Кореи, представителем команды хозяев, и снова упустил удачу на последних секундах и проиграл со счётом 3:4. Именно проиграл, потому что не хватило сил, свежести, эмоций. Накопилась усталость после сборов, я был загружен физически и морально, не было нужной лёгкости. А в 1996-м была перегружена вся команда. Александр Карелин - единственный, кто взял золото Атланты-96. Всего один воин.

- Вы с Александром Карелиным на сборах жили в одной комнате. Что вас объединяло?
- Мы познакомились еще до сборной СССР. Я служил в армии в Новосибирске в 82-83 годах. Сегодняшний Сан Саныч тогда еще был юниором и о нем говорили, как о перспективном тяжеловесе. Я пришел в зал, видел, как он занимается и подумал: «О-о! Этот скоро даст всем!» Это было видно. Даже не знаю, что нас сблизило. Может потому что мы два сибиряка. Нашлись точки соприкосновения, и они остались у нас до сих пор. Мы 12 лет жили в одной комнате на сборах. Сан Саныч всегда много читал, любил обсудить прочитанное, делился знаниями. Порой он мне даже мешал. Я постоянно гонял вес, сгонки изматывали, поэтому в 10 я ложился спать. А он лежал с очередной книжкой, и время от времени пытался начать дискуссию (смеется).   

- Оглядываясь назад, довольны своей спортивной карьерой?
- Да, доволен. Чемпион мира – это круто, тем более два раза! Когда проигрывал на Олимпиаде, казалось, что всё, жизнь дала трещину. Хотелось забиться в уголок, чтобы никого не видеть, и чтобы меня никто не видел. Однако спорт, борьба – это ещё и круг общения, и верные друзья. Они  не дали запутаться, примерить на себя роль ущербного и непонятого неудачника. В спорте властвует эгоизм, и если я проиграл, значит, соперник был лучше. Это не оправдание – это констатация факта, который делает нашу жизнь разнообразной и даже очень интересной. Из сотен мальчишек, которые приходят в зал, единицы получают право претендовать на место в сборной, а в главной команде ещё не один этап сложного отбора. Кто выдерживает – проходит вперёд, кто сошел с «дистанции»… У них появляется прекрасная возможность реализовать свои знания, навыки, амбиции в каком-то другом, но обязательно полезном деле. Спорт – отправная точка на пути во взрослую жизнь, хороший задел на будущее. 

- Полтора месяца назад не стало вашего первого тренера Ивана Ивановича Калюжного … 
- Иван Иванович был замечательный детский тренер. Он устроил наш первый с братом День Рождения. В детском доме дни рождения никогда не отмечали. В интернате 4 раза в год отмечали День Именинника, но никто из нас не знал месяц и день своего рождения. В это трудно поверить, но это правда. А о том, что наш день рождения 29 марта, мы узнали от Ивана Ивановича. Помню, пришли на тренировку, переоделись, построились. Иван Иванович объявляет: «Братья Игнатенко, выйти из строя!» Мы, естественно, в недоумении: «Что опять стряслось?» А Иван Иванович и говорит: «Поздравляю вас с днём рождения!» И вручает каждому по шоколадке. Это нас очень удивило и тронуло. Шоколадки, конечно, сразу были поделены на всю команду и съедены, а потом все пошли тренироваться. В его секции всегда было много трудных подростоков, многие стояли на учете в милиции. Иван Иванович никого не выгонял, и через тренировки формировал правильные жизненные принципы. В его зале ребята, в первую очередь, учились дружить. Мы всегда были горой друг за друга и сохранили эту дружбу сквозь года. Он учил детей уважать друг друга, относиться друг к другу достойно – не важно, слабый ты или нет, выше ты или ниже. Есть дети, которые приходят, допустим, полные, толстые. А другой – совсем маленький, хлюпенький. Так у нас все были равны, уважали, относились с пониманием. Что было здорово. Он научил нас в первую очередь видеть в каждом человека. «В первую очередь, - говорил, - мы люди».

http://www.wrestrus.ru/