Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Теа ДОНГУЗАШВИЛИ: Обещала Эцио Гамба, что замужество не помешает работе в сборной

Суббота, 29 Марта 2014, 12:08
Теа ДОНГУЗАШВИЛИ: Обещала Эцио Гамба, что замужество не помешает работе в сборной

За последние пару лет информации об именитой дзюдоистке, призере чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр Тее Донгузашвили, сменившей в 2012 году амплуа спортсменки на роль тренера сборной, было, пожалуй, не только не меньше, а даже больше, чем во времена ее активной спортивной карьеры

Всегда открытая, позитивная, остроумная, замечающая и мгновенно анализирующая ситуацию, Теа остается в центре журналистского внимания. Последнее яркое событие из жизни Донгузашвили – свадьба, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 1 марта, в очередной раз заставила СМИ заговорить о Тее.
 
- Теа, ваша свадьба состоялась в Петербурге 1 марта. Эта дата – какая-то особенная для вас?
- На самом деле именно в этот период у меня на работе образовалось свободное «окошко», и мне дали две недели отпуска. Можно было бы выбрать 28 февраля, но мы остановились на 1 марта, поскольку это первый весенний день.
Я к российским зимам тяжело привыкала. Для человека, который снег-то в детстве редко видел, шапку в январе никогда не надевал, было очень непросто свыкнуться с морозами. В самом начале после переезда в Санкт-Петербург вообще был шок: как можно здесь жить! Да что здесь! Самый первый чемпионат России проходил в Красноярске, и я просто испугалась.
- Чего?
- Мороза. Из гостиницы не выходила, меня совсем ничего не интересовало. Понятно, что в зал ездить приходилось, но единственное, на что я была способна, так это выйти из отеля и сразу прыгнуть в машину. И обратно - минимум времени на улице. Но сейчас попроще к этому отношусь.
- Раз уж вы упомянули работу... В свое время Эцио Гамба, когда приглашал вас на работу в тренерский штаб сборной России, интересовался, не планируете ли вы в ближайшие три-четыре года выйти замуж. И вы говорили, что нет. Как он воспринял известие о вашей свадьбе?

- Он, конечно, был очень удивлен тем, как все быстро произошло. В Европе так быстро не женятся, там только помолвка может длиться полгода. А не так - познакомились, и через полгода уже свадьба. Он мне говорил: «Теа, это ведь так мало! Ты подумай!». Другой тренер его успокаивал, говорил, что у грузин так можно (улыбается). В общем, Эцио сказал: «Ты – свободный человек в своем выборе». Я пообещала, что до Олимпийских игр никуда не уйду, буду помогать и пройду с командой до конца.
- Наверное, планируете устроить торжество и в родной Грузии?
- В Петербурге мы только расписались. Сыграли мини-грузинскую свадьбу человек на сто. А летом в Грузии будет венчание. Это даже важнее, чем поставить штамп в паспорте. Вот там удастся собрать всех родственников – оформление визы в Россию дело непростое.
- А как вы познакомились с вашим супругом? Он тоже имеет отношение к спорту?
- Алекс - боксер, занимался кикбоксингом. Рассказывал, что знал меня давно, видел выступление на Олимпийских играх, потом встречал в грузинской церкви, но стеснялся подойти и познакомиться. В какой-то момент из-за большой загруженности по работе я в церковь ходить перестала, и он решил, что я уехала из Петербурга. Но у нас есть общий знакомый, Роберт Мшвидобадзе, он борется в категории до 60 кг. Он, как и Алекс, из города Гори. Они там встретились, речь зашла обо мне. Александр поинтересовался у Роберта, знает ли он Тею Донгузашвили. Роберт сказал, что знает. Потом нас познакомили, и все закрутилось.
Летом прошлого года родной дядя поинтересовался, не планирую ли я выходить замуж – мол, пора бы открыть домашнее вино, которое еще лет десять назад решили оставить «на свадьбу». Я покачала головой: «Нет». А спустя месяц после этого познакомилась с Александром…
- Чем он вас покорил?
- Первым делом покорил своими голубыми глазами (смеется). Он очень хороший человек, очень добрый, внимательный, понимающий. Покорил своими качествами. Александр – сильный мужчина.
- Ваши родители уже успели с ним познакомиться?
- Все происходило без меня. Не помню, где в тот момент была – в Италии или Москве. Он поехал специально в Грузию просить моей руки у отца. Потом позвонил мне: включай скайп. Я включаю. А у нас дома накрыт стол, человек 20-25 сидят. И он просит моей руки у папы. С мамой Александра я лично не знакома, мы общались только по телефону и по скайпу.
- Надо полагать, ваш дядя, хранивший домашнее вино с 2004 года «под свадьбу», был рад этому больше всех?
- У истории было продолжение. Летом приезжала в Грузию, и дядя ко мне подошел: «Теа, ты не собираешься замуж?» Я говорю: мол, вроде еще нет. Он стал 

ЗАГС

говорить, что пора бы мне замуж выйти, потому что ему нужна посуда и вообще «сколько можно хранить вино!». И буквально через месяц после этого я познакомилась с Александром. Сейчас мы шутим: как дядя потребовал освободить посуду под вино, сразу жених нашелся (смеется).
— А вы могли бы сплясать, как Адриано Челентано, — в бочке, где виноград давят?
— Ну как у Челентано, вряд ли у кого получится. Но виноградники есть, и вино мы сами делаем, 800 литров в год бывает. Я тоже топтала. Если по всем правилам, то отрываешь кисть, и никаких ножей и ножниц, только руками, чтобы все живое. Еще важен вес топтуна, у меня брат здоровый вырос, нарасхват там. Вот, кстати, Челентано веса не хватало. Потоптали, потом в длинных кувшинах все выжатое в земле хранят — тогда не вино, а конфетка получается!
— И долго топтать-то?
— Смотря какой вес имеешь, виноград-то тоннами бывает, не килограммами. То, которое делает мой папа, говорят, похмелье не приносит. Он же для себя делает, чистейшее, никаких примесей.

девушки с тренером Теей Донгузашвили

- Уже думали, как будете совмещать семью и работу? Не боитесь, что муж будет вас ревновать к сборной?
- Муж понимает, какое значение для меня имеет дзюдо, которому я отдала 24 года жизни. Он не собирается мне мешать. Но, думаю, когда появятся дети, мне самой захочется поменять стиль работы. Возможно, тогда найду занятие, не требующее столь частых выездов в командировки.
- На чемпионат мира в Челябинск вы планируете приехать?
- Конечно. Пока я живу работой, мне это нравится. Первый год, когда только пришла в тренерский штаб сборной России, была растерянной, не понимала, что и как делать. Я ведь ушла в тренеры сразу, едва закончив спортивную карьеру. А сейчас я полностью адаптировалась, стала понимать тонкости тренерской деятельности. И мне моя работа нравится еще больше. Быть спортсменом — это цветочки по сравнению с тем, что делает тренер! Я очень рада, что нахожусь сейчас по другую сторону татами и получаю огромное удовольствие от работы. Вокруг меня великие тренеры, лучшие люди. И я у них учусь. Сказала самой себе: кричать нельзя. Если хочешь, чтобы человек тебя услышал, надо говорить тихо. Зачем орать, оскорблять спортсменов? Это лишнее, можно потерять уважение. Я так не могу.
- Авторитет среди девчонок уже завоевали? Многие из них застали вас еще действующей спортсменкой.
- Действительно, сейчас в сборной есть девочки, которые боролись в сборной вместе со мной. Поэтому я сказала, чтобы обращались ко мне так же, как и раньше. Иначе я буду чувствовать себя старой (смеется). А молодые девчонки обращаются по имени-отчеству.

Девушек секундировала Теа Донгузашвили

- С вашей точки зрения, проведение чемпионата мира в Челябинске поможет развитию дзюдо? И смогут ли девчонки повторить в Бразилии лондонский результат парней?
- Домашний чемпионат мира – серьезный старт, одно из важнейших соревнований. Конечно, мы не хотим оставаться без медалей. Но от ребят ждут результатов в большей степени. Девушки только-только начали «просыпаться». Конечно, мы все делаем для того, чтобы результат был. И я очень надеюсь, что две медали девчонки завоюют. Но все же главный акцент делаем на Олимпийские игры. Женская сборная сейчас, образно говоря, царапается, цепляется руками, ногами и зубами, лишь бы оказаться на вершине олимпийского пьедестала. Спортсменки отдают все силы для этого, но, конечно, результат так сразу не придет. Ребятам понадобилось четыре года, чтобы это получилось. Вот и нам надо время.
В команде отличная обстановка. Я просто не узнаю девчонок! У них появились настроение, желание, стремление. Тренировка закончилась, а девчонки не собираются расходиться. Они горят желанием работать, потому что верят в успех.
- Жалеете, что не успели поработать с Гамбой в бытность спортсменкой?
- Очень! Думаю, если бы у меня был такой тренер, как Эцио Гамба, я бы завоевала не одну олимпийскую медаль и не только бронзовую.
- Команда сегодня объединенная: и мужчины работают на одном татами с вами.
- Мужская психология и женская разные. Женщине скажи, что она дура: или поверит, или мимо ушей пропустит, а мужчина пойдет доказывать, что он не дурак. Но команда сильна, когда в ней пусть все и разные, но все нацелены на результат. У сборной долгосрочные планы.
- Вы – участница двух Олимпиад. Они проходили по-разному: Афины — бронзовая медаль, Пекин — травма и стрессовое напряжение из-за военного конфликта в Грузии…
— Я очень переживала, когда из Пекина не могла дозвониться домой. Это же родные! Душа не на месте была, конечно. А вопросами никто не доставал. В спорте у нас вообще другие отношения, мы не делимся на национальности, так и должно быть, наверное. Подошел кто-то: какие у вас тут отношения? Мы с одним из дзюдоистов засмеялись, обнялись: какие — любовные, конечно!
Разные это Игры. Афины же для меня были первый раз, на подъеме, ночь не спала: я хочу! И мандраж. И счастье. Конечно, Афины прошли на таком вдохе — «ах!».

Донгузашвили шутливо закрыла показания весов

В Пекине я была спокойна и уверена в своих силах. Четко осознавала: куда, для чего и зачем приехала, но так все сложилось… Я была готова, но первая же схватка — с будущей олимпийской чемпионкой. До Олимпиады я с ней не встречалась, а соперницу можно, конечно, попытаться изучить по видеозаписям. А почувствовать в схватке — совсем другое дело. Да я еще получила серьезную травму колена. Кошмарный сон, но из моей реальной жизни. Было непонятно, смогу ли я вернуться на свой уровень. Я связку порвала, а это как минимум полгода простоя. Плюс у меня была операция. К этому надо добавить время на восстановление. Было тяжело. Понимаете, в декабре исполнился 21 год, как я занимаюсь дзюдо, и ни разу не было тяжелых травм. Повреждения были, но я могла пропустить недели три. Максимум месяц. И когда впервые сталкиваешься с тяжелой травмой, то появляются вопросы. Чтобы вернуться на свой уровень, чтобы снова завоевать место в команде, мне понадобилось девять месяцев. Но вот во время этой паузы, признаюсь, я думала о том, чтобы Завершить карьеру. У меня появился обыкновенный страх. А смогу ли я, а выдержу ли я? Наберу ли я прежнюю форму? Но потом я вспомнила людей, которые получали такие травмы три-четыре раза, но становились еще сильней. И операции у них были гораздо серьезнее, чем у меня. Это и решило. Ровно месяц у меня была загипсованная нога. Я была просто неподвижной. Но не боролась я шесть месяцев. Потом стала выходить на татами в наколеннике, потихоньку старалась выполнять движения. Но самый шок знаете, когда был?
- Когда?
- Когда пришлось наколенник снять. Очень страшно было. И это надо было перебороть. 

Ирина Заблудина и Теа Донгузашвили

Я сначала выходила с соперниками помягче, чтобы пропало это чувство, когда инстинктивно бережешь колено. Прошел где-то год, прежде чем в меня снова поверили – для этого пришлось завоевать две медали на чемпионате мира и чемпионате Европы. Большую роль в моем возвращении сыграл мой личный тренер Владимир Гладченко. Он меня удержал в спорте. С Владимиром Николаевичем мы по сей день – лучшие друзья.
Все-таки в спорте столько хороших моментов! Ты стоишь на пьедестале, тебя узнают на улицах, поздравляют. Ради этого и стоит тренироваться. Понимаете, я все это очень люблю. Мы на сборах часто общаемся с девочками. Некоторые действительно жалеют, что начали заниматься дзюдо, стали профессиональными спортсменками. А я ни разу не пожалела о своем выборе. Ни одного дня не было, чтобы я сказала себе: зря, Теа, ты этим занялась.
- Даже после поражений?
- Там другое. Ты разочарована тем, что не терпела, недоработала. Жалеешь о том, что растерялась в каком-то моменте. Но никогда не жалеешь о том, что занимаешься дзюдо. Я на своем месте в жизни. Конечно, спортсмену и тренеру приходится чем-то жертвовать. Я много думала над этим и понимаю, что если хочешь быть хорошим спортсменом или тренером, то требуется от многого отказываться. От очень многого. Чуть отвлечешься - все, ты уже не сможешь быть спортсменом высокого уровня. Самым трудным «лишением» для меня всегда было недостаток общения с родными. Тем более мы живем в разных государствах и времени совсем нет. Раньше вы не представляете, как тяжело было. Я даже плакала ночами.
- Плакали?

ОИ-2004 Теа Донгузашвили

- А что вас удивляет? Я очень сентиментальная. Если какое-нибудь кино трогательное - сразу слезы. И от поражений тоже всегда были тяжелые эмоции. В Вене на Чемпионате Европы-2010 проиграла в финале и тогда я не плакала - ревела. Ведь это уже мое седьмое серебро. Вы представьте, что такое семь раз уступать в финале?! Конечно, было до слез обидно, тем более, когда знаешь, что в зале сидит Владимир Путин и за тебя болеет!
- Что он вам сказал после соревнований?
- Он пожал мне руку, поцеловал и сказал: "Не переживай, все бывает".
- Известно, что в дзюдо спортсмена могут засудить. А вам подсуживали когда-нибудь?
- Один раз мне судья помогал, а один раз врач. Вот расскажу про доктора. Раньше можно было его позвать во время борьбы, взять медицинский тайм-аут. Хоть какая-то передышка. И я вот на турнире в Болгарии так измоталась, что просто сил уже никаких не было. Легла и встать не могу. Врач прибегает, смотрит на меня и все понимает. "Ну что?" – спрашивает. Я сказать ничего не могу. "Колено?" – подсказывает он. Киваю. Он мне давай возле колена что-то делать. Короче, продышалась я. А однажды арбитр на турнире в Италии видит, что я тоже без сил, подходит и, не меняя лица, говорит: "Главное не падай, за неведение борьбы наказывать не буду". И он так меня вдохновил, что за несколько секунд до окончания я еще и прием провела. Но были и другие истории. Однажды я желала поражения своим девочкам из сборной.
- Почему?
- Дело было в Китае, на чемпионате мира среди военнослужащих. Мы вышли в финал и в решающем матче должны были сразиться с хозяевами. И тут такое началось. Все начали бегать, приехали какие-то генералы, паника. Тренер прибегает, говорит, что мы обязательно должны победить. Меня затрясло конкретно. А в командных соревнованиях я всегда выхожу последней, и очень часто только после моей схватки и определяется победитель. Но обстановка была такая, что я сидела, смотрела на наших девочек и думала, лишь бы не у меня все решалось, лишь бы они проиграли. Мне за те мысли года два было стыдно.
- Как все закончилось?
- Да победили мы. Конечно, в моем поединке и определялся победитель в командном турнире. Я выиграла.
- Выиграли вы и последнюю встречу в командном турнире чемпионата России в Кемерово. Она и стала завершением спортивной карьеры.
- О своем уходе из большого спорта я объявила на праздничном торжестве, посвященном 40-летнему юбилею образования Федерации дзюдо России, что состоялось в Кемерово накануне чемпионата. Президент ФДР Василий Анисимов вручил мне там сертификат на автомобиль – отличный подарок. Ну а красивую точку в карьере приятно было поставить в составе родной команды Санкт-Петербурга, выиграв в финале у сибирячки Натальи Соколовой.
Это была моя последняя схватка на татами. Чемпионат в Кемерово мне запомнится и останется светлым на всю жизнь. Хочется выдохнуть и сказать: «Наконец-то!» Я очень устала - 22 года в спорте - это много. Есть радость, что спортивная жизнь закончена и начинается новый этап. Самую большую радость в жизни я испытала, когда впервые завоевала медаль чемпионата мира. Утром проснулась - болело все. Казалось, даже зубы ноют! Не могла пошевелиться. Открыла глаза, и подумала - какой приятный сон, я - третья на мире! И тут поняла: это не сон, а правда! Вот этот момент я не забуду никогда! Уверена, будет в моей жизни еще множество прекрасных дней.
- Неужели Вы не спрашивали себя, что могли бы делать, если бы не дзюдо?
- Ох, даже не знаю. Мне нравится заниматься дизайном. Может быть, в эту сторону двинулась бы. Шить нравится. Я вообще в свою новую квартиру первым делом купила швейную машинку. Даже холодильник позже приобрела.
- Что шьете?
- Нельзя сказать, что я прямо какие-то вещи изготавливаю, но переделать так, как мне удобно, могу. Да, сейчас и в России, и в Европе очень много магазинов, где я могу купить любую одежду, даже для своей нестандартной фигуры. Но все равно в готовой вещи что-то может не нравится. Я даже пуховик себе перешила. Вот мне казалось, что рукава там широковатые. И со стороны не смотрится. Смело села за машинку и давай работать. А это же непросто с пуховиком. Мучилась, старалась. Пух по всей квартире летает. Но я все-таки сделала так, как мне надо.

Марина Майорова (ФДР), Ирина Васильева (Санкт-Петербург), Ирина Степанцева (МК)

источник