Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

О вологодских белоризцах и японских ниндзя с точки зрения пиара

Понедельник, 19 Августа 2013, 10:48
О вологодских белоризцах и японских ниндзя с точки зрения пиара

Учительница: Так вот дети, знайте, что ондатра - это тоже крыса,… просто у нее лучше PR

Само слово «ниндзя» в японском языке появилось только в XX веке. Раньше в значении «тайный шпион, лазутчик» употреблялся термин «синоби», точнее «сино-би-но-моно». Этим термином именовались шпионы вообще, безотносительно их принадлежности к каким-либо кланам. Соответственно, слово «синобу» (а не «нин-дзюцу») обозначало обычное искусство шпионажа и разведки, диверсий и саботажа, без налета мистики, клановости и т.д.

Стараниями  нынешних «знатоков» ниндзя в массовое сознание   вбили   убеждение,  что ниндзя использовали какую-то  необычную, фантастическую технику боя с оружием и без него.   «Синоби  бу-дзюцу»  -  боевые искусства  ниндзя,     конечно, имели определенную   специфику,  но эта специфика была связана с тактикой,   а не техникой боя.
Ниндзя попросту избегали  прямого столкновения с противником,  действовали  исподтишка, из-за  угла. Все приемы  средневековых разведчиков  Японии  были  рассчитаны  на то, чтобы отвлечь,   напугать,   затормозить преследование  и смыться,   не  ввязываясь  в бой.
Ниндзя шагают по планете
Никаких ниндзя, как действующей силы,  в Японии  в XIX   веке уже не было, и  кланы потомственных  диверсантов, террористов и разведчиков  занимались к этому времени   ремеслами и торговлей. В стране культивировалась самурайская мораль  -  нет ничего  достойнее,  чем с честью погибнуть во славу  своего императора и  Страны  Восходящего Солнца.   (Не случайно именно бывшие самураи составили костяк полиции.)  Больше всего часов в программе  средней школы отводилось  военному делу и традиционным  боевым искусствам – дзюдо и кэндо.  ( У дзюдо,  вовсе не такое древнее  происхождение,  как нам кажется. Современное дзюдо    родилось в конце XIX  века.)
Но 2 сентября  1945 года война закончилась для Японии полным поражением,  и  впервые за всю историю  Страны восходящего солнца на ее  землю ступили оккупанты.  Это было  очень сильным потрясением для поколения юношей и девушек,   которые  доподлинно знали, что они принадлежат  к народу, находящемуся под покровительством богов и управляемому живым богом – императором.
Сотни, и даже тысячи японцев покончили с собой, другие постарались обо всем забыть. Но  нашлись такие, кто стал подпольно заниматься боевыми  искусствами, запрещенными  американской администрацией, и  для многих это был акт мужества и проявления патриотизма.
Масааки Хацума, которому в  1945 году было  14 лет, изучавший   дзюдо, встретил  Такамацу,  носителя традиции ниндзя,    тридцать третьего патриарха  школы ниндзюцу  Тогакурэ-рю,  созданной в XIII  веке    на базе девяти других школ.
(Неизвестно,    узнал бы мир о ниндзя, если бы отец  Хацума не пил и не бегал по дому пьяный с ножом в руках?  Именно для защиты от буйного во хмелю отца  юноша стал изучать боевые искусства).
Хацума,  обладатель 6 дана в карате- Сито-рю,  4 дана в дзюдо, окончив  университет, получил медицинское образование, стал известен  как художник и каллиграф. И продолжал учиться у  Такамацу, по прозвищу «Монгольский тигр».   Он делал много зарисовок и фотографий,  чтобы раскладывать по элементам изучаемую технику. Он РЕКОНСТРУИРОВАЛ  ниндзюцу, по рассказам, по записям и старым рисункам.
И уже  у   Хацумы,   получившего имя Белый Дракон, учился  американец  Стефене  Хайесе,  который, вернувшись в США, организовал   первую школу ниндзюцу, выпустил десяток книг  об этом старинном боевом искусстве.  ("Дух воинов-теней", "Боевое наследие школы Тогакурэ-рю", "Воинские пути просветления", "Предания ниндзя»).
Деловой американец поставил дело на коммерческую основу, и так  началась «ниндзямания», докатившаяся до нас  - в подмосковных лесах бегают фанатеющие  пацаны и вполне взрослые   придурки  в черных комбинезонах... Это называется  - школа ниндзюцу. Видел я даже объявление школы  «Боевого ниндзюцу».  Как будто могло быть какое-то иное,   например,  спортивное…

С 1985 года  ниндзя стали   постоянными персонажами голливудских фильмов и комиксов,  появилась реклама  униформы, оружия и снаряжения ниндзя.
А теперь прикинем, что было бы, если   сотни миллионов долларов были направлены, к примеру, на    то, чтобы снять   сотни  фильмов о таком замечательном народе,  как  эвенки. (Тунгусы).
Вот   на фотографиях  они – ярко выраженные монголоиды  с раскосыми глазами, в удобной одежде охотников и воинов, с острыми мечами. Сказать  - что это  фотографии настоящих ниндзя – и большинство людей поверит.

И придумывать ничего нет нужды - тунгусы традиционно считались замечательными воинами, и  это было зафиксировано  не досужими  литераторами спустя   сотни лет, а СОВРЕМЕННИКАМИ:  «В то время, когда они еще не были покорены русскими, между племенами их были постоянные раздоры и побоища. … Еще и доныне сохраняется в памяти, как некоторые из тунгусов были столь ловки, что на лету хватали стрелы, пускаемые в них. Часто подобный удалец с непостижимой ловкостью, посредством небольшого щитика, умел отражать удары, наносимые пятью или даже шестью противниками до тех пор, пока у них не истощится запас стрел» Третьяков П.И. Туруханский край, его природа и жители. С. -Петербург, 1871. С.162
Еще в середине XIX в  тунгусы демонстрировали выдающуюся физическую подготовку и ловкость: «Два человека, взяв веревку каждый за конец, начали кружить ею изо всей силы по воздуху, наблюдая при этом, чтобы она никак не касалась земли. Третий с голыми ногами, перепрыгивая через нее, поднял с земли лук и стрелы, натягивал лук и стрелял, и во все это время веревка ни разу не ударила его по ногам. Рассказывали, что есть смельчаки, прыгающие таким образом и через острие пальмы, которой кто-нибудь, лежа на земле, машет изо всех сил». Кастрен М.А. Сочинения в двух томах: т.2. путешествие в Сибирь (1845—1849). Тюмень, 1999, с.151
И вот  показать такие трюки, разбавить сиропом национального колорита, да залить  в этот же котел  сотни миллионов долларов инвестиций...
(Только за право  новой экранизации  фильма   о черепашках-ниндзя  заплатили 60 миллионов долларов).
Снять сотни  фильмов, в магазинах продавать   игрушечные  эвенкийские щиты и  «пальмы»  (нечто вроде   короткой сабли на длинной рукоятке. Вот она   на рисунке в руке эвенкийского воина).
Снять   пятьсот  первый  по счету фильм  с нехитрым сюжетом все по тому же рецепту:
 «У брата кузнеца украли сестру. И он хочет мстить. Он решил стать ниндзей...»
И уже неважно,  что ниндзей стать – невозможно, что им можно было только родиться.  Как невозможно СТАТЬ  эвенкийским воином. Нужно было родиться в клане воинов, и проходить обучение с грудного возраста.
А теперь представьте -   эти же миллионы  долларов направлены, чтобы раскрутить нашу, вологодскую,  Легенду о Белоризцах.
Вот – часовня Белоризцев, вот – десятки вариантов легенды...

Реконструкция одной битвы
(Реконструировано на основе  29 вариантов «Легенды о Белоризцах»  а так же по беседам с носителями традиции «Медвежьего лада», «Казачьего спаса» и потомками  Белоризцев
Представим    раннее утро в  средневековой  Вологде;    у не слишком  высоких  деревянных  крепостных стен  готовятся к штурму  пришельцы.  И вдруг   из распахнутых  ворот выходят  двое  в белых одеждах, ничем не защищенные, с непокрытыми головами.  Они неспешно, слегка пританцовывая, притопывая ногами,     подходят  к осаждающим, волоча по земле какие-то  палки. Навстречу им выходят несколько  одетых в кольчуги и шлемы  пришельцев. Мужик в белой рубахе  неуклюже поднимает палку, сверкает сабля и  отрубает руку.   И вдруг на месте отрубленной руки из  широкого рукава  появляется новая,  подхватывает не успевшую упасть совню  и молниеносно наносит несколько ударов.  И на нашего современника этот нехитрый прием  с подставленной под сабельный удар  имитацией руки производит впечатление, а уж можно представить, как это действовало на суеверных мужиков  средневековья!
 Те, кто мог успеть  заметить, что упавшая рука не настоящая,  уже  лежат, пораженные ударами в печень, суставы,  шею.  А    мужики в белых одеждах, так же неторопливо,  притопывая-приплясывая в ритме 2/4,    приближаются  к   остальным, издавая странные горловые звуки. (Эти странные  горловые звуки  - «хорканье» -  и поныне можно услышать кое-где в вологодских деревнях перед  дракой)
  …Свистят  стрелы,   летят брошенные дротики,  но они идут, едва   заметно раскачиваясь, неуязвимые,   только вдруг один дротик летит обратно  и вонзается кому-то в шею; тут же  второй вдруг  с глухим стуком попадает чуть ниже  шлема.  Пришельцы расступаются, а   Белоризцы   так же неторопливо продолжают свой путь, небрежно отмахиваясь от летящих со всех сторон стрел. Вот они уже окружены со всех сторон,  вот уже поднимаются   над  ними мечи и алебарды,  и вдруг они    подпрыгивают, и  бегут по плечам и головам,  нанося  смертоносные удары.  Прежде  чем  нападавшие успевают что-то понять,  Белоризцы уже вне  кольца, и наносят удары сзади.  Их белые рубахи уже в крови,  но  непохоже, что это их кровь.  Защищая  спину друг другу, они с непостижимой скоростью взмахивают оружием, и после каждого удара  падает еще один враг. Даже если удар не смертельный, то  раненый уже не опасен  -   после ранения в колено, например,  человек обо всем забывает,   и хочет только, чтоб его пожалела далекая мама…
Человек устроен так, что  от сильного болевого ощущения  он на какое-то время   теряет способность контролировать свои действия; он смотрит широко открытыми глазами, но ничего не видит, и двигается хаотично… Он прикрывает  пораженное место руками, катается по земле, кричит…  Через  несколько секунд  он адаптируется к боли,  но этих нескольких секунд у него уже нет -  широкое блестящее лезвие уже скользнуло по его шее, и жизнь вытекает из него… А сами Белоризцы, погруженные в боевой транс, боли не чувствуют.
Буквально через несколько минут  такой молотьбы  на поле лежат несколько десятков    раненых и убитых.
Белоризцы  на короткое  время останавливаются, прикрывая  друг друга;  с треском  разрывают окровавленные рубахи,  надевают свежие, до этого висевшие у  пояса.   И вновь, в белых рубахах, слегка раскачиваясь, они неудержимо надвигаются, как ангелы смерти…
Вот  взметнулась  навстречу алебарда; едва заметный шаг в сторону от линии удара  и   удар по атакующей  руке;  удвоенный силой встречного движения, удар превращает руку  в крошево из костей и мяса.
Уклоняясь от  следующего удара, наклонился к земле – и в глаза противнику  летит горсть  песка; его секундное замешательство, блеск металла и он уже опадает на землю, и его одежда набухает кровью…
Простой плевок в глаза  -  и противник  невольно реагирует; он моргает  и  откидывает голову назад, пропуская смертельный удар  в пах…
Угрожающее движение ногой к  паху  -  и сразу же удар в шею.
  От  удара напарника   по коленной чашечке  противник упал, покатился -  тут же мимоходом подпрыгнуть, и резким движением распрямив ноги, ударить  обеими пятками по грудной клетке. После такого  удара  закованный в кольчугу пришелец уже никогда не встанет.
Их  - двое,  а перед ними  сотни одиночек.  Их  изящные движения не стеснены доспехами  - перед ними  отягощенные железом неуклюжие мужики со множеством открытых уязвимых  точек; вот один поднял руку – и  молниеносный удар в  незащищенную подмышку. Нападающий на напарника подставил спину – удар между основанием черепа  и первым позвонком.
Неторопливые, размеренные движения, и вдруг -  как белесая, прозрачная  полоса промчалась над землей, вздымая пыль, и вот они уже с другой стороны, где их не ждут,  размеренно тюкают    пришельцев по затылкам  шестоперами…
…Через много веков в  уставе американской армии  будет записано: «Солдат, устремляющийся в атаку, имеет преимущество морального превосходства над обороняющимися. Его порыв должен быть непрерывным, и если он останавливается для обороны, то он утрачивает  свою  силу   и дает возможность противнику собраться с духом».
Белоризцы такой возможности  противнику  не дают; они постоянно наступают на противника, не давая ему опомниться.
Они в своей стихии;  долгие годы психологической подготовки  дали свое  -  они идут вперед, не боясь  смерти,  а противник боится погибнуть, и потому совершает  одну ошибку за другой и гибнет…
 И даже если, навалившись всем скопом, потеряв  почти сотню бойцов,   закованным в панцири  пришельцам удается   победить   двух Белоризцев,  то радоваться им рано -     от  недальней  рощи,  приближаясь к  ним,  начинают  свое неспешное  шествие еще двое  Белоризцев, не знающие пощады.
 Долгое обучение и воспитание выбило из них всякую щепетильность; каждое их движение    несет смерть.  Чтобы победить – они должны быть жестокими и безжалостными, более жестокими и безжалостными, чем враги.
  Навстречу им летят стрелы, но они неотвратимо приближаются… Пришельцы пятятся, и в это время  распахиваются городские ворота,  и на  деморализованного врага  набрасываются горожане…
Обученные парному  бою  боевые  монахи свою задачу выполнили. Их уносят.  Один от полученных ран скончался, другому удалось выжить. Его увозят в пригородную деревню, между  Вологдой и Прилуками; (сейчас это село называется  Слобода), где его будут лечить  бабки-ворожеи. Встав на ноги, он будет учить  других белоризцев…
Чаще всего   среди учеников  был его сын или сын его напарника. Да-да, у   этих монахов были дети…  Как   писал Анчаров: «Но где ты святого найдешь одного, чтобы пошел в десант?».



Сколько миллионов  наших, вологодских рублей потрачено на фестиваль «Войсез», который для какого то хрена должен пропагандировать     молодое ЕВРОПЕЙСКОЕ  кино?
А снять на эти  деньги  художественный   фильм о легендарных вологодских витязях?    За пару месяцев готов написать рабочий сценарий.

А запустить туристический маршрут?
А получать деньги от желающих изучать  вологодскую систему монашеского бескровного боя?
Один из реальных приемов
 -
Подвергшийся нападению  монах кругообразным движением (от ноги, с замахом через плечо и наискосок)  массивной утяжеленной тростью   наносил один точный удар в точку  на палец ниже уха нападавшего.  И что? И все…    На полчаса, по крайней мере,  злоумышленник   выпадал из реальности, тихо лежал и ни к кому не приставал.  А когда поднимался, то не помнил, что с ним случилось,  и синяков на нем не было.
Одна из главных хитростей этого удара – не смотреть в глаза противнику, что является характерной особенностью    вологодского монашеского боя.
Так что, как видите,  слухи о беззащитности  православных монахов несколько преувеличены. Силушкой в прежние времена монахи не были обижены, поскольку физический труд был обязателен для всех.
 И наш монах,  лесоруб и  виртуозный  плотник,  не расстававшийся с топором  с малолетства,  в бою  был покруче  шаолинского   щуплого монаха с голыми руками.
Опять же – за пару месяцев готов  структурировать систему тренировки  и преподавания.
Вот вам и ответ  - зачем туристу ехать в Вологду больше, чем на один день...
Но такое впечатление, что в Вологде денег не надо...

Павел Шабанов, Вологда.

источник