Руслан Бадалов, чеченский борец, призер первенства мира по борьбе, многократный обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка Канады, тренер
Главный инициатор исключения борьбы из программы Олимпийских игр – президент Международной федерации спортивной борьбы Рафаэль Мартинетти.
С его приходом позиции борьбы как вида спорта ослабли. Были значительно изменены правила состязаний, и в итоге зрелищность борьбы (как вольной, так и греко-римской) в мире была низведена до критического уровня.
Победителей в поединках борцов выявляли, по сути, смешными методами. Раньше, в 80-е и в начале 90-х годов, борьба как вид спорта была намного живей и интересней – каскад приёмов, разнообразие школ!
Но с введением новых каких-то непонятных правил ситуация переменилась. Блокировалась зрелищность этого вида спорта, практически борцы перестали бороться. Да и сам поединок проходил в два периода по четыре минуты.
Сегодня победитель выявляется за один день. Объясню на примере. Предположим, первый период один из участников поединка выигрывает со счётом 6:0, во втором периоде – 0:0. В итоге тот, кто проигрывал эти шесть баллов, выбирает себе шар, и в зависимости от жребия один из борцов отдаёт сопернику свою ногу для захвата и, как инвалид, стоит на одной ноге.
Естественно, в 99,9% этот момент проигрышный для того из борцов, который, скажем, в первом периоде победил со счётом 6:0, но по воле жребия отдал ногу под захват соперника и стоит на одной ноге.
В этой ситуации не проиграть балл практически невозможно. И получается, что победа достаётся не по степени вложенных усилий, а по жребию!
Что успеет сделать борец за две минуты, если половина отпущенного времени у него уходит на толкотню и изучение соперника?
В итоге получается, что даже средний мастер спорта (не международного класса; не заслуженный мастер спорта!), если настроится, в эти два скоротечных периода может даже выиграть у чемпиона Европы, мира или Олимпийских игр.
Сегодня подобное происходит сплошь и рядом, потому что правила рассчитаны так, что такое может произойти. В прежние годы – в 70-е, 80-е, вплоть до начала 90-х годов – такое практически было невозможно.
Получалось так, что в чемпионатах мира семь–восемь медалей раньше обычно завоёвывали советские спортсмены.
Борьба с борьбой началась с сокращения количества весовых категорий. Раньше их было десять. Сейчас этих категорий насчитывается всего семь.
Сократили время поединка. Изменили правила, что дало возможность побеждать, так сказать, среднего уровня борцам.
В результате всего перечисленного борьба утратила зрелищность. Некогда борцы использовали разные приёмы: «броски через себя», «зашагивания», «мельницу» и другие. А теперь всё решает один балл за счёт захваченной по жребию ноги.
Далее. Руководят Международной федерацией чиновники, никогда в жизни не бывшие даже призёрами международных соревнований. Получается, парадом командуют чиновники наподобие Мартинетти.
К примеру, какая борьба в Швейцарии? Там никогда не было чемпионов в этом виде спорта! Странно, что представители известных «борцовских держав»: СССР (России), Ирана, Болгарии – не являются президентами Международной федерации. Видимо, эта провокация готовилась давно. Не удивлюсь, что недавняя инициатива прошла в сговоре с определённой частью исполкома.
Казалось бы, наши спортсмены занимают лидирующие позиции в борьбе, но я никогда не слышал ни единого скандала, связанного с мнением советских, а теперь и российских спортивных чиновников из-за тех или иных ущемлений. Вот только сейчас Мамиашвили, Вараев и другие выразили своё негодование.
Возмущённо высказалась на этот счёт и Наталья Ярыгина. А до этих пор они вроде присутствовали, но не было слышно их голоса, пока ситуация постепенно не зашла в тупик.
Не было противодействия всему, что творили Мартинетти и его сподвижники. Многие спортсмены жаловались на этот произвол, но почему-то всё произошло по наихудшему сценарию.
Поэтому я вину возлагаю и на наших чиновников, включая президента российской Федерации спортивной борьбы.
Чтобы вернуть указанный вид спорта на прежний почётный пьедестал, прежде всего, считаю необходимым выразить недоверие президенту Международной федерации.
В случае если в указанной структуре не получается изменить существующие навязанные порядки и, скажем, там блокирован голос тех стран, где борьба имеет ведущие позиции, то, как вариант, можно учредить альтернативную международную организацию, в которую смогут влиться ущемлённые федерации.
И это было бы вполне оправданно и справедливо.
Подобные прецеденты имеют место в мире. Так что можно пойти и по пути создания альтернативной Международной федерации с активным участием ведущих мировых борцовских держав. И я считаю, что в итоге отомрёт именно та организация, которая наименее дееспособна.
Жизнь – это борьба. С древних пор в самих истоках Олимпийских игр как основной вид спорта была заложена борьба, которую мы видим на ряде изображений античного периода.
Вот почему инициативу МОК лично я воспринимаю как прямое посягательство; преступление, направленное на развал олимпийского движения.
Кампания по защите интересов олимпийского движения просто необходима, и, конечно же, очень здорово, что в обществе слышится негативный отклик.
Возмущены не просто спортсмены, но и простые болельщики. И сегодня мы должны ставить вопрос либо об изменении позиции Международной федерации, либо, в противном случае, о создании альтернативной структуры.