Наталья Воробьева выступила адвокатом мировой борьбы для журнала PROспорт
Намерение Международного олимпийского комитета выкинуть борьбу из олимпийской программы привело к страшному скандалу, смене власти в международной федерации, появлению теорий о «всемирном заговоре геев против мужского начала на Олимпиадах» и массовым акциям протеста от Чикаго до Тегерана. Пока наши политики пытаются набрать очки в кампании по спасению «древнейшего вида спорта», PROспорт попросил сыграть роль адвоката на гипотетическом суде против своего вида спорта олимпийскую чемпионку Наталью Воробьеву. Эта обаятельная 21-летняя девушка после Лондона стала, пожалуй, главной звездой нашей сборной.
ОБВИНЕНИЕ: Олимпийский статус для борьбы — это вопрос жизни и смерти. Борьба погибнет, если ее исключат из программы Игр.
Воробьева: Я надеюсь, что этого все-таки не случится и здравый смысл возобладает. Я не знаю, о чем там думают в МОК, но мне кажется, что миллионы людей по всему миру сейчас недоумевают по поводу планов спортивных функционеров. Всем известно, что борьба — это один из первоначальных видов на Олимпиадах, и исключение этого вида спорта подорвет саму идею Игр. Наверное, без олимпийского статуса борьба не умрет, но такой исход ударит по молодым спортсменам. Вот я последние четыре-пять лет жила надеждой выступить именно на Олимпиаде, это заставляло меня тренироваться и сносить невзгоды. А теперь представьте состояние ребенка, который готовил себя к главному событию в жизни — выходу на олимпийский ковер и вдруг оказался не у дел из-за прихоти чиновников.
ОБВИНЕНИЕ: Борьба может проиграть борьбу за Олимпиаду, потому что на правах старожила программы Игр считает ниже своего достоинства конкурировать со скалолазанием и роликовыми коньками.
Воробьева: Ну, каждый вид спорта по-своему приятен. Но лично я не понимаю, когда в адрес борьбы звучат обвинения в незрелищности. По-моему, это совсем не так. Даже на фоне скалолазания и роликовых коньков.
ОБВИНЕНИЕ: Борьба закостенела в ее нынешних формах и для повышения интереса у болельщиков нуждается в радикальных реформах.
Воробьева: А мне, наоборот, кажется, что прежний глава Международной федерации борьбы Рафаэль Мартинетти слишком часто менял правила и это обесценило наш вид спорта. Например, когда спортсмены при равном счете тянули жребий и становились в положение клинча. Выгодный жребий — победа на 80%. Но ведь это просто несерьезно — отдавать судьбу поединка на откуп везению. Впрочем, я думаю, что, если внести какие-то умные дополнения в нынешние правила и что-то неудачное убрать, все встанет на свои места. Старые правила мне кажутся намного интереснее.
ОБВИНЕНИЕ: Времена, когда болельщики 10 часов подряд наблюдали за борцовской схваткой на Олимпиаде 1912 года, давно прошли. Телевидение требует от борьбы большего динамизма.
Воробьева: Да, сейчас не те времена, когда публику может удовлетворить многочасовая драма на ковре. Но, с другой стороны, я бы не стало равнять всех под одну гребенку. После Олимпиады в Лондоне ко мне подходили очень разные люди — целовали руки, благодарили. Про некоторых из них я никогда бы не подумала, что их может заинтересовать борьба. Это магия Олимпиады, магия большого спорта. И я думаю, что МОК должен привести очень веские аргументы против борьбы. Нынешние ссылки на низкий телевизионный рейтинг мне кажутся сомнительными.
ОБВИНЕНИЕ: У борцов очень скромные призовые, а спонсоры и рекламодатели проявляют слабый интерес к этому виду спорта.
Воробьева: Я всего лишь спортсмен, и мое дело — тренироваться и выступать, а не думать о финансовых проблемах. Мне кажется, что призовые у нас нормальные и денег в борьбе вполне достаточно. Никто не бедствует.
ОБВИНЕНИЕ: Борьба популярна только в регионе вокруг Черного и Каспийского морей. Спортсмены из других частей света редко достигают здесь больших высот.
Воробьева: Я не согласна. В России борьба популярна на огромной территории — от Владивостока до Северного Кавказа. Я сама из Иркутской области, и у нас с популярностью этого вида спорта полный порядок. Причем это я говорю только о классических олимпийских дисциплинах. А ведь есть еще национальные виды борьбы — на поясах и всякие другие варианты. Сама я ими не занималась, но знаю, что у них много поклонников в разных уголках планеты.
ОБВИНЕНИЕ: Борьба — слишком травматичный и слишком брутальный вид спорта.
Воробьева: Травму можно получить в любом виде спорта, если ты выходишь выступать неподготовленным. Да, у многих борцов есть профессиональные травмы — сломанные уши и все такое (кстати, я до сих пор переломов ушей избегала). Но все это не повод для того, чтобы изгонять борьбу из олимпийской программы. Вон в боксе людей вообще кулаками по голове бьют, а в тхэквондо — ногами. И ничего — никто не говорит, что эти виды спорта слишком брутальны.
ОБВИНЕНИЕ: Болельщики в борьбе не в меру эмоциональны и не всегда адекватны. Свидетельство тому — в России уже два прижизненных памятника борцам-чемпионам: Вартересу Самургашеву в Ростове-на-Дону и Александру Карелину в Петербурге. Сейчас также существует проект памятника Наталье Воробьевой.
Воробьева: Эмоциональны, да. Ну и что в этом страшного? Люди отдают борьбе свои нервы и свое время — за это я могу им сказать только спасибо. А что касается моего будущего памятника, то я только за. Это же популяризация спорта. И на нем, по крайней мере, никому не придет в голову матерные слова писать.
ОБВИНЕНИЕ: Международная федерация борьбы не утруждает себя общением с действующими спортсменами. Все ключевые вопросы решаются за спинами борцов.
Воробьева: Со мной до сих пор и правда никто особо не советовался. Но, с другой стороны, подумайте: мне всего 21 год, я только начинаю свой путь в спорте. Наверное, есть люди, которые более авторитетны и больше достойны представлять мнение спортсменов. Я надеюсь, что после смены власти в международной федерации эта проблема снимется сама собой.
ОБВИНЕНИЕ: Борьба — питательная среда для криминальных элементов. Многие бывшие борцы после окончания карьеры оказываются в мафиозных структурах.
Воробьева: Ничего не могу сказать по этому поводу, я с криминальными личностями в борьбе не сталкивалась. А как строить свою жизнь после окончания карьеры — личное дело каждого спортсмена. Мне кажется, что борьба, наоборот, отвлекает людей от неблагоприятного влияния улицы. Наш вид спорта воспитывает в человеке характер и дает силы противостоять обстоятельствам.
ОБВИНЕНИЕ: Женская борьба — искусственный проект, который нужен только для того, чтобы удержаться в олимпийской программе.
Воробьева: Да, некоторые считают борьбу не женским делом, но мы живем в XXI веке и место женщины — не только у плиты. Женская борьба самодостаточна, и, по-моему, даже нет смысла привлекать дополнительную публику за счет более сексуального внешнего вида спортсменок. Нам что, с распущенными волосами и с накладными ресницами на ковер выходить? Думаю, что это не самый удобный вариант. Вполне достаточно неофициальных конкурсов красоты на соревнованиях и того, что я вне ковра часто появляюсь в платье и на каблуках и в фотосессиях участвую.
ОБВИНЕНИЕ: В борьбе много случайных чемпионов. Для того чтобы взлететь на вершину в этом виде спорта, не обязательно посвящать ему всю жизнь.
Воробьева: Для того чтобы выступать на топ-уровне, мне потребовалось 11 лет тренировок. Я допускаю, что может найтись человек, который быстрее уловит суть борьбы и быстрее поймет, как нужно побеждать. Но мне кажется, что в олимпийской программе есть более простые виды. И уж точно в борьбе невозможно выиграть без огромного изнурительного труда. Вообще вся эта шумиха вокруг лишения борьбы олимпийского статуса — это дополнительная реклама для нашего спорта. Думаю, что теперь очень многие люди посмотрят на ситуацию незашоренным взглядом и смогут сами решить вопрос о том, справедливо ли изгонять борьбу с Олимпиады. После этого у МОК уже не останется выбора.
Воробьевы горы
Самые запоминающиеся победы лидера сборной России
Финал Олимпиады-2012. Против шестикратной чемпионки мира болгарки Станки Златевой был проведен эффектный прием «мельница», благодаря которому судьи зафиксировали победное туше. Многие считают тактику Воробьевой в олимпийском финале авантюрной, но Наталья уверяет, что после двух подряд досрочных побед была уверена в своих силах.
Полуфинал турнира Ярыгина — 2013. Воробьева спаслась в безнадежной ситуации, сумев выкрутиться из захвата многократной победительницы турнира Екатерины Бурмистровой с Украины. Бурмистрова считается очень неудобной соперницей для Натальи — до этого украинка несколько раз побеждала Воробьеву на статусных соревнованиях именно в клинчах.
Кубок мира по женской борьбе — 2012. Наталья выиграла на туше у пятикратной чемпионки мира Кеко Хамагути из Японии. Наша сборная в итоге финальный поединок японкам все-таки отдала со счетом 2:5, но успех Воробьевой был признан самым убедительным на всем турнире. Это была единственная досрочная победа во всех семи схватках финала.
Полуфинал Олимпиады-2012. Действующая олимпийская чемпионка Цзяо Ван из Китая оказалась на лопатках уже через 17 секунд после начала поединка. Китаянка выглядела в Лондоне очень уверенно, побеждала всех соперниц досрочно, и многие прочили ей новую золотую медаль. А Воробьева накануне Игр получила глупую травму ноги, играя на тренировке в футбол.
Финал юниорского чемпионата мира — 2009. Первый значимый титул Воробьевой. В финале 18-летняя россиянка положила на лопатки Роксану Янколовичи из Румынии, которая была старше Натальи на два года. После этого Наталья удерживала титул сильнейшей юниорки планеты на протяжении трех лет. И никто из ее соперниц на юниорских чемпионатах не сумел сразу же добиться успеха во взрослом разряде.
Финал чемпионата России — 2012. Воробьева всего за минуту разделалась с первым номером сборной страны Екатериной Букиной. До этого поединка место Натальи в национальной команде на Олимпиаде в Лондоне вовсе не считалось гарантированным. Многие тренеры полагали, что звездный час Воробьевой наступит только на Олимпиаде-2016 в Рио, а сейчас нужно поберечь ее неокрепшие организм и нервную систему.
Первенство Иркутской области по вольной борьбе — 2004. В 13 лет Воробьева стала чемпионкой области, поборов всех соперников-мальчишек. До этих соревнований Наталью допустили, поскольку турнира для девушек ее возраста просто не проводилось. Но после этого успеха соревноваться с мальчиками восходящей звезде запретили: проиграв девчонке, парни так расстраивались, что бросали борьбу.