Главным тренером сборной Польши по вольной борьбе избран дагестанский борец Юсуп Абдусаламов.
Воспитанник заслуженного тренера России Магомеда Дибирова только завершил борцовскую карьеру. Ему 35 лет. Он трижды в составе сборной Таджикистан участвовал в олимпийских турнирах, на Играх-2008 в Пекине завоевал серебряную медаль в категории до 84 кг. В его послужном списке также значатся второе место на чемпионате мира-2007 и победа на чемпионате Азии-2003.
Юсупа Абдусаламова связывают давние дружеские отношения с польскими борцами, по их приглашению он часто бывал в Польше, тренировался с ними, помогая им подготовиться к важным стартам. Польские борцы и предложили своему дагестанскому другу выставить кандидатуру на пост главного тренера национальной команды, и эта кандидатура прошла, о чём сегодня, 17 января, сообщил сайт Федерации борьбы Польши. Первое интервью в качестве наставника польской сборной Юсуп Абдусаламов дал сайту wrestdag.ru.
— Как проходила процедура выборов?
— В конце декабря состоялся первый этап конкурса. Нас, претендентов на должность главного тренера сборной, было шестеро, из них трое иностранцев — болгарин, немец и я. Мы выступили со своими программами перед конкурсной комиссией, в которую входило десять человек, в основном руководители Федерации борьбы и один представитель министерства спорта. Поскольку знание польского языка было обязательным, не владевшие им болгарский и немецкий тренеры отпали сразу. Из оставшихся четырех кандидатов во второй тур вышли двое — я и нынешний главный тренер сборной Польши, самый титулованный вольник в этой стране Марек Гармулевич. Говорю «нынешний», потому что Марек будет продолжать руководить сборной до мартовского чемпионата Европы, так как по польским законам специалист, с которым не продлен контракт после его истечения, должен еще три месяца отработать на своей должности.
Второй тур должен был состояться 11 января, но до него дело не дошло, так как Гармулевич снял свою кандидатуру. Марек мой давний друг, и я первым предложил ему снять свою кандидатуру в его пользу, но он после некоторых раздумий решил уступить мне, согласившись быть моим помощником.
— На какой срок действует ваш контракт?
— На олимпийский цикл, но каждый год его будут продлевать. Я не думаю, что через год с меня будут строго спрашивать за результаты, так как это слишком маленький срок, чтобы чего-то добиться. И это понимает президент польской федерации борьбы Владислав Керделевич, о чём он мне и сказал.
— В последние годы польские вольники крайне слабо выступали на чемпионатах мира и Европы, а на Олимпиаду в Лондон и вовсе никто из них не пробился. И вы искренне верите, что можете что-то изменить?
— У поляков нет сколько-либо серьёзных традиций в вольной борьбе, чего не скажешь о греко-римском и женском стилях, в которых у них были весомые достижения. За последние шесть лет самым большим результатом у польских вольников было одно призовое место на чемпионате Европы. И всё же сейчас я вижу ребят, с которыми можно работать и с которыми можно добиваться результатов. По крайней мере, двое из них должны были попасть на Олимпиаду, но этого почему-то не случилось.
— С чего начнете работу в сборной?
— Первым делом мне надо наладить микроклимат в команде. У Марека не лучшим образом складывались отношения с ведущими борцами, и главным образом это связано с тем, что он был против их участия в клубном чемпионате Германии. Марека понять можно, поскольку участие в чемпионате бундеслиги отнимает много сил и часто мешает подготовке борцов к важным стартам в составе сборной. Меня спросили на комиссии, как я поступлю в этом вопросе, на что я ответил, что каждый случай буду рассматривать индивидуально. Для польских борцов выступление за клубы Германии — единственный источник заработка, и с моей стороны будет неправильным, если я всех скопом лишу этой возможности.
— Как я понял, вы собираетесь делать ставку на действующих лидеров. А есть перспективная молодежь?
— Кстати, я буду также отвечать за результаты юниорской и юношеской сборных, и в мою компетенцию входит назначение главных тренеров этих команд. Было бы хорошо, если бы молодежь составила конкуренцию ведущим вольникам. Без конкуренции нет движения вперед, и её-то не хватало в последнее время главной сборной. Причем первые номера должны знать, что им не гарантировано место в составе, и они постоянно обязаны подтверждать свое лидерство. Не должно быть так, чтобы борец за полгода знал, что ему обеспечено участие в чемпионате мира или Европы, а именно так обстояли дела в польской сборной.
— А нет ли у вас намерений пойти по пути ваших земляков и коллег из азербайджанской сборной, усиливших команду за счет приглашения дагестанских вольников?
— Для Польши это сложный вопрос, там получения гражданства надо ждать пять лет. Хотя в исключительных случаях, как то было с темнокожими футболистами, президент страны может сократить эту процедуру до полугода. Конечно, хотелось бы пригласить кого-то из наших ребят, и, возможно, я подниму этот вопрос, но прежде мне надо освоиться на новом месте, показать себя в работе. Наши вольники многое могут дать полякам, и я постараюсь как можно чаще привозить свою команду в Дагестан для участия в совместных сборах и выступлений на турнирах. В эти дни собираюсь поговорить на этот счет с главным тренером сборной Дагестана Сажидом Сажидом и руководителями нашего министерства спорта.
— Каковы условия вашего личного контракта?
— Я буду получать среднюю по европейским меркам зарплату, а в случае достижения результатов на чемпионатах мира и Европы для главного тренера сборной предусмотрены бонусы. Пока я буду жить в городе Белогарде, где базируется один из ведущих борцовских клубов страны, а позже мне предоставят служебное жильё в Варшаве. Когда закончится у моих детей учебный год в школе, перевезу семью в Польшу.
Тимур РАСУЛОВ