Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Юрий Крикуха: «сломанные уши – настоящая визитная карточка»

Четверг, 25 Апреля 2013, 11:38
Юрий Крикуха: «сломанные уши – настоящая визитная карточка»

Президент областной федерации спортивной борьбы о преодолении трудностей и планах на будущее.

Болельщики прекрасно помнят имена атлетов, на весь мир прославивших омскую школу греко-римской борьбы. Виктор Игуменов – пятикратный чемпион мира; Владимир Попов – чемпион мира, призер Олимпийских игр в Сеуле; Александр Игнатенко – двукратный чемпион мира; Тимержан Калимулин – чемпион Европы, призер чемпионата мира; Сергей Суворов – чемпион Европы, призер чемпионата мира. Вот уж действительно – золотые страницы летописи омского спорта. Однако все это в прошлом. А что же сегодня?
За ответом корреспондент «ОП» обратился к Юрию Крикухе. В прошлом он – победитель первенства и чемпион России-1996, семь раз завоевывал серебряные медали национального чемпионата, одерживал победы на многих международных стартах, в том числе и в командном зачете Кубка европейских чемпионов-2001 по греко-римской борьбе. Сегодня мастер спорта международного класса Юрий Крикуха – кандидат педагогических наук, президент Омской областной федерации спортивной борьбы.

Где таланты?

– Юрий, не так давно все поклонники греко-римской борьбы оказались повергнуты в шок! Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал исключить спортивную борьбу из программы летних Олимпийских игр 2020 года…

– А уж насколько я был шокирован! Так и не смог понять логику подобного решения. Хорошо, что два наших соотечественника, Александр Карелин и Михаил Мамиашвили, входят в состав правления FILA (Международная федерация борьбы). Они сразу же начали действовать. Была проведена смена руководителя FILA, швейцарца Рафаэля Мартинетти, который своими действиями, а точнее, бездействием допустил подобную ситуацию. Он даже не счел нужным присутствовать на том заседании МОК, где было принято столь шокировавшее всех поклонников борьбы решение. Хотя, как стало известно позже, находился в каких-то считанных метрах от здания.

Сейчас FILA по предложению представителей России возглавил очень опытный серб Ненад Лалович. Я уверен, что компромисс с Международным олимпийским комитетом возможен. Окончательное решение по программе Олимпиады-2020 будет принято в сентябре этого года, на 125-й сессии МОК в Буэнос-Айресе.

– В Омской области за всю историю развития греко-римской борьбы были подготовлены пять заслуженных мастеров спорта, восемь мастеров спорта международного класса. Великое, славное прошлое. Ну а сейчас на последних чемпионатах мира даже нет ни одного представителя нашего региона. Оскудела земля омская на таланты?

– Все эти великие мастера, о которых вы говорите, в принципе, появились на мировом борцовском олимпе практически одновременно. Они блистали в период с 1983-го по 1996 годы. И эта плеяда – результат той огромной работы, которая проводилась в Омске начиная с 1950-х. То есть потребовалось тридцать лет напряженного труда, чтобы появились на омской земле атлеты-классики высокого международного уровня. А потом, я с вами согласен: нить, связующая поколения спортсменов, прервалась. И я не буду оспаривать тот факт, что у омичей, переживающих за греко-римскую борьбу, в последние годы крайне мало поводов для оптимизма.

Причин тут несколько. Раньше поступать на отделение борьбы в СибГУФК, единственный такого рода вуз за Уралом, ехали абитуриенты от Москвы до Владивостока. Конкуренция была высочайшая, отбор очень строгий. Поступали, как правило, лишь мастера спорта. Сегодня из-за произошедшего в постперестроечной России демографического спада ни о какой высокой конкуренции среди поступающих нет и речи. Происходит уже не отбор, а набор, лишь бы укомплектоваться необходимым количеством студентов. Разумеется, это неизбежно привело к общему снижению уровня спортсменов.

Кроме того, мы болезненно, как это зачастую происходит в различных видах спорта, пережили процесс смены поколений. На место сошедших по возрасту борцов и тренеров не пришли люди, способные их равноценно заменить. Плюс уже набивший оскомину разговор о проблемах с финансированием. А это зачастую и невозможность вывезти талантливых ребят на сборы и соревнования в другие регионы, что обрекает их на отсутствие достойных спаррингов, вынуждает омских «классиков» вариться в собственном соку. И нехватка хорошо оборудованных борцовских залов, и мизерные зарплаты у тренеров.

Будущее есть

– В небольшом рабочем поселке Москаленки за последние годы появилась целая поросль талантливых борцов, таких как Еслям Сагатбеков, Николай Кель. В чем секрет «москаленского феномена»? В тренере Александре Кашине?

– Рецепт тут лишь один – огромный энтузиазм. Александр Кашин – самый настоящий герой нашего времени. Вот о ком надо писать повести и снимать фильмы! На своей машине, ни от одной из властных структур не получая помощи, он годами ездит по нашему бездорожью и в глухих деревнях находит мальчишек, желающих заниматься борьбой. Собирает их в маленьком сельском спортзале и, тренируя по своим собственным методикам, выращивает атлетов, становящихся, как парень из многодетной семьи Еслям Сагатбеков, призером первенства Европы. Или, как Николай Кель, обладателем медалей всероссийских и международных турниров.

Думаете, хотя бы после громких успехов этих воспитанников тренеру оказали поддержку? Ничего подобного! Сейчас он набрал новое поколение мальчишек, будет растить новых чемпионов. Так что все-таки картина не столь мрачная. Именно благодаря таким героям-энтузиастам, как Александр Васильевич Кашин, тот же Виктор Васильевич Чемоданов или недавно ушедший из жизни Иван Иванович Калюжный, у нас подросло новое поколение очень хороших ребят. Надеюсь, именно они вернут былую славу омской школе греко-римской борьбы.

Знак принадлежности

– Разговор у нас получился не слишком радостный, но все же с оптимистическим выводом. Так давайте закончим его на не самой серьезной ноте. Борца всегда легко узнать по специ-фически изломанной и опухшей ушной раковине. Почему представители этого древнего единоборства сознательно не избавляются от этого не слишком эстетичного, по мнению многих, внешнего признака? Ведь, насколько я знаю, сделать это очень легко?

– Когда я в шестом классе впервые сломал ухо, счастливее меня не было человека на белом свете! (Смеется) С каким же гордым видом я ходил по школе! Сейчас смешно вспоминать, а тогда для меня это было как некий зримый знак принадлежности к большой борцовской семье, «касте», если хотите. А потом привык.

Понимаете, когда целыми днями находишься в борцовском зале и тебя окружают именно люди с такими характерно сломанными ушами, то уже становится странно смотреть на уши обычных людей. Это ведь настоящая, причем международная визитная карточка. Вот лишь последний пример: был на отдыхе в Турции, встретил «коллегу» из другой страны. Посмотрели друг на друга без слов и разулыбались. Ощущение такое, как будто встретил брата, хотя видел его впервые в жизни. Сразу нашлись общие знакомые, завязался разговор.

Нет-нет, никакой операции по исправлению ушей, пусть остаются как есть. Мне так нравится гораздо больше! (Смеется).

http://tvoiomsk.ru/