Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Мечта как крылья

Пятница, 25 Октября 2013, 17:41
Мечта как крылья

Я вырос в многодетной семье у дедушки и бабушки. Моя бабушка Цыб­жит и дед Жалсан Лхамажапов (из рода дэлдэгэр-галзут) всю жизнь чабанили

В детстве я жил на чабанской стоянке, некоторое время зимой – в юрте. Так что каникулы проводил на отаре. Там и начал закаляться мой характер. В детстве я старался бить собственные «рекорды». Например, мог подолгу, без перерыва, с утра до вечера пасти овец. Моя мама Долгоржап Тудуповна, окон­чив физмат Читинского пединститута, вышла замуж и переехала на родину мужа Кима Дмитриевича Ханхасаева в Эхирит-Булагатский район Иркутской области). Мои братья и сестры – Ханха­саевы – родились в с. Ахины, и живут в с. Бухтумур.

Разговор с именитым «вольником», входящим в десятку лучших за всю историю бурятской школы вольной борьбы борцов, Жамсо Лхамажаповымпроходил в его добротном, просторном доме на Стрелке. Мы рассматривали фотографии из семейного альбома – остановленные мгновения из его жизни. Вот цветное фото почти тридцати­летней давности. 

- На фотографии мне тринадцать лет. Мой вес – 32 килограмма. Во втором ряду – сын нашего тренера Б.Б. Баль­жинимаева – Аюр. Он – в динамовской борцовке, о которой я только мог меч­тать, - рассказывает Ж. Лхамажапов. – На первых тренировках Борис Бальжини­маевич запретил мне бороться в трико. По его совету моя бабушка Цыбжит из зеленых брюк сшила мне борцовку.

В той самой неказистой борцовке начинался звездный путь Ж. Лхама­жапова. Конечно же, тогда в агинском селе Цокто-Хангил и в помине не было фирменных борцовских ковров, хорошей экипировки. Но все эти трудности с лихвой компенсировались неуемным желанием побеждать.

- Однажды на первенстве школы я потерпел обидное поражение от Жар­гала Дондокова, - вспоминает герой этого рассказа. – Тогда я разозлился и, кажется, заплакал. А наш тренер утешал меня, мол, не расстраивайся, будешь тренироваться, в следующий раз вы­играешь. А потом, когда я, четвертый номер сборной школы, не попал на зональное первенство, Борис Баль­жинимаевич деликатно объяснил, что у меня еще все впереди. Мой первый тренер – кристально честный человек, психолог, истинный педагог, учитель с большой буквы, вложил в нас душу и сердце. Мы его боготворили. Не знаю, кем бы я стал, куда бы меня вывела дорога жизни, если бы я не попал в на­дежные руки тренера…

После одного из турниров произошел редчайший случай в борьбе: на первой ступени пьедестала стояли два юных борца – Жамсо Лхамажапов и Максим Молонов…

- Это было в восемьдесят третьем году в Кижинге, на турнире памяти Д. Жанаева. Боролись мы в весе 32 кг. В подгруппе я одолел одного соперника, а в протоколе ошибочно записали, что я проиграл. Получилось, что в финале вместо меня с Максимом Молоновым боролся другой борец. Судьи попы­тались было остановить схватку, но не успели – Максим быстро победил соперника. В итоге было принято со­ломоново решение – в весе 32 кг побе­дителями стали два юных спортсмена: мы с М. Молоновым вдвоем стояли на первой ступени пьедестала. Там, в Кижинге, мы впервые познакомились с Максимом. Сейчас мы – друзья, дру­жим семьями…

После школы Борис Бальжинима­евич отправил меня, Жамсо Янжима­ева, Раднацырена Рабжуева, Жаргала Гонгорова, Цыбен-Доржи Намсараева и Цыдыпа Гомбоева в БГПИ, к тренеру Валерию Николаевичу Иванову. Он нас закалил, научил многому, помог окон­чить институт. У Валерия Николаевича была отлаженная методика подготовки классных борцов, которая до сих пор работает. Всех успехов на ковре я до­бился под его руководством.

- А когда к вам пришел первый успех на взрослом ковре?

- В девяностом году на первом Яры­гинском турнире в Абакане я стал пятым. А в девяносто втором, на первом чемпионате России, неожиданно хоро­шо отборолся. Одолел фаворита, дву­кратного призера чемпионатов мира Гаджи Рашидова. А первый серьезный успех пришел ко мне в 1993 году на Кубке России, где я занял первое место.

- Вернемся в декабрь девяносто восьмого, когда вы с воим фир­менным «отключением» внесли весомый вклад в победу сборной России на Кубке Наций…

- До меня прием «отключение» успешно применял Аюр Цырендор­жиев, но я не видел, как он боролся на ковре. А мне этот прием довести до совершенства помог осетинский борец Руслан Хинчагов, неоднократный бронзовый призер чемпионатов мира. Я «отключением» ложил на лопатки двукратного призера Олимпийских игр, южнокорейца Джан Дже Сун, двукратного чемпиона мира, иранца Аббаса-Хаджи Кенери, двукратного призера чемпионатов мира, итальянца Джованни Скилаччи, чемпиона Пана­мериканских игр американца Джона Фишера и еще одного представителя США, чемпиона мира Билла Зодика, двукратного чемпиона России Зелим­хана Ахмадова. 

- Все ваши основные успехи при­шлись на очень тяжелые девяностые годы. Как вы прожили это время?

- Действительно, наилучших дости­жений в борьбе я достиг в девяностые годы. К примеру, дважды становился призером чемпионатов Вооруженных Сил России. В тот период денег не хва­тало, мы с женой растили дочку. Но я и другие борцы тренировались, выжива­ли, перебивались как могли. Прежде всего, в те сложные годы свою линию вел Валерий Николаевич Иванов. Он внушал нам, что вопреки всему нужно бороться, что только борьбой можно чего-то добиться в жизни. Отправлял нас на сборы и соревнования. А еще мне тогда во всем поддерживал мой названный брат Самбо Бальжинимаев. Помогали мне и земляки, руководите­ли фирмы «Парма». Мы, в основном, кормились в «Парме». Не забывали нас и Валерий Шагжитаров, и Владимир Жалсараев, и Баясхалан Бадмажапов, и Арсалан Базаров, которые к тому времени встали на ноги. Жена лепила буузы, а мы поддерживали ночную тор­говлю в круглосуточном киоске. Порой бывало, что сами искали спонсоров. И чего греха таить, с этими спонсорами после соревнований поднимали тосты в кафе, чтобы обеспечить спонсорскую поддержку на следующих соревнова­ниях… В основном, на 90-е годы при­шлись наши скитания по общежитиям и съемным квартирам. Хозяева квартиры могли ночью без всякого объяснения сказать, мол, выметайтесь. За все эти годы мы с Туяной переезжали 16 раз!

- На трудные девяностые при­шлось и начало вашей семейной жизни. Как начиналась история вашей любви?

- Мы с Туяной познакомились на вто­ром курсе в общежитии на Сухэ-Батора, 3а. Дружили, а в 1989-м зарегистри­ровались. Свадьбу сыграли в Цокто- Хангиле в 1990 году. Наш первенец Юля появилась на свет в восемьдесят девятом. Она окончила Улан-Баторский госуниверситет – будущий дипломат. Бу­дет доучиваться в Улан-Удэ. В девяносто четвертом у нас родилась вторая дочь – Намгар (так назвали ее в честь певицы Намгар Лхасарановой). Она проходит языковые курсы в китайском Шэньяне. А сыну Базару - три года.

- Не все знают, что вы помогли завоевать олимпийскую лицензию для сборной России.

- На чемпионате мира 1999 года Мурад Умаханов не попал в число при­зеров и не смог завоевать олимпийскую квоту в категории до 63 кг. Поэтому после чемпионата России 2000 года, где я стал четвертым, меня отправили на лицензионный турнир А. Медведя. Там я стал третьим и принес в копилку России около 30 зачетных баллов. Затем я поехал на еще один лицензионный турнир в Египет. Так мы вместе с Мура­дом завоевали олимпийскую лицензию (в весе до 63 кг) .

- Как вы оказались в Кыргызста­не?

- В 2001 году я проиграл на «России» и собирался было «завязать» со спор­том. Но как раз в тот момент раздался звонок из Киргизии от моего друга Ал­мазбека Аскарова, который предложил мне побороться за Кыргызстан. После я попросил Бориса Будаева позвонить Кинжебеку Омуралиеву, главному тренеру сборной команды Киргизии. Мне быстро оформили заграничный паспорт, и я поехал на чемпионат мира в Софию, где, увы, не смог выйти из «пульки». Также я участвовал на «мире» 2002 года в Иране. В тот момент меня преследовали травмы – болела спина, мучило колено, и уже не так быстро восстанавливался. И поэтому в 2004 году принял решение оставить большой спорт.

- Как для вас сложился переход из спортивной жизни в обычную?

- Переход был плавным. Когда я боролся, тренер Баяр Цыренгармаев представил меня Б.Б. Жамсуеву. Кстати, Баир Баясхаланович много сделал для многих агинских борцов, в том числе и лично для меня. Так, в 2000 году по его инициативе мне выплатили стар­товую сумму для покупки квартиры в Улан-Удэ. Именно Баир Баясхаланович предложил мне поработать в админи­страции округа, в ранге заместителя руководителя постпредства Агинского округа в Улан-Удэ, и я согласился. За два месяца до этого меня избрали предсе­дателем Агинского землячества. После Пекинской Олимпиады меня назначили гостренером по вольной борьбе.

За два с половиной года под руковод­ством Жамсо Лхамажапова укрепились позиции бурятской школы вольной борьбы. Наши «вольники» добились заметных результатов на самых престижных спортивных форумах. К примеру, в 2009 году А. Цоктоев и Г. Кожевников стали чемпионами Сурд­лимпийских игр, громко заявили о себе бурятские борицы. Жамсо Жалсанович лично возил Алдара Бальжинимаева на первые Азиатские детские игры в Мон­голию, где наши «вольники» победили в командном зачете. В те же годы при­зерами России стали В. Банзаракцаев В. Вильмов, Б. Цыренов… Как отметил Жамсо Жалсанович, большую поддержку агинским борцам, в частности, легионе­рам, оказывает президент Федерации спортивной борьбы Забайкальского края Владимир Цэдашиев. «Я благо­дарен судьбе, что четыре года назад она свела меня с В.П. Доржиевым. Мы близко познакомились в самолете по пути на мемориал Д. Коркин, - говорит Ж. Лхамажапов. - Мы так долго лете­ли, что я (будучи гостренером РБ по борьбе) успел ему рассказать о нашем виде спорта, в частности, о бурятских борцах - В.Базаргуруеве и Б. Базарове, вы­ступающих за Кыргыстан, финансовых проблемах, связанных с легионерами. Наш разговор продолжился в Якутии, и человек с большим сердцем и огромным желанием помогать малой родине и нашим спортсменам, сам предложил взять под свою опеку Базара Базаргу­руева. Помог приобрести ему благо­устроенный дом с огромным участком в Агинском. А в прошлом году Валерий Пурбуевич предложил мне стать ди­ректором спортклуба «Номто» и я, конечно, согласился. Для меня огромная честь работать вместе с В.П. Доржи­евым, человеком, безгранично предан­ным спорту и делающим все от него зависящее, чтобы у его подопечных не болела голова о бытовых и финансовых проблемах».

- В конце нынешнего года вы спели дуэтом с вашей землячкой Дулмой Сунраповой песню «Цок­то-Хангил». Когда проявился ваш песенный дар?

- Я начал приобщаться к музыке в возрасте 5-6 лет, когда полтора года жил у мамы в Иркутской области. У Ханхаса­евых был старенький проигрыватель. Я ставил пластинки и слушал популярные песни семидесятых, многие из которых знал наизусть. А позже в школе уча­ствовал в 5-6 песенных и танцевальных номерах в школьной художественной самодеятельности: пел в хоре и в во­кальной группе. И когда пас отару в степи, пел с утра до вечера во весь голос. А дуэтом с Д. Сунраповой я спел по инициативе тележурналиста Даримы Жамсоевой и по предложению Дулмы. Ведь до этого я худо-бедно пел с моей супругой Туяной песню «Инагтаа» на торжествах, среди друзей.

Вот еще одна фотография из се­мейного альбома. 1982 год. Красная площадь. В тот год Б.Б. Бальжинимаев специально заехал в Москву, чтобы показать подопечным Первопрестоль­ную, сводил их на концерт в Кремлевский Дворец Съездов. А сегодня его ученик Жамсо Жалсанович старается быть максимально полезным для своих подо­печных и малой родины. Он как птенцов опекает молодых «вольников» спорт­клуба «Номто», в частности, Арсалана Будажапова, – «чтобы за ним потянулся шлейф талантливой борцовской мо­лодежи…».

Видеосюжет конца прошлого века. Москва, Кубок Наций (ко­мандный чемпионат мира). В конце первого периода именитый «вольник» Жамсо Лхамажапов приемом на загляденье поверг фаворита чемпионата, будущего олимпийского чемпиона, трехкрат­ного чемпиона мира Эльбруса Тедеева. Высший пилотаж – в испол­нении бурятского атлета, выступавшего в составе сборной команды России! Победа стала звездным часом Жамсо. А до этого был почти пятнадцатилетний путь в спорте, который начался в маленьком школь­ном спортзале небольшого села Цокто-Хангил. Оно укрылось от мега­полисов в агинском приволье. Там-то в детстве по степному зеленому ковру босиком бегал будущий мастер спорта международного класса.

ДОСЬЕ

Жамсо Жалсанович Лхамажапов родился в 1970 году в селе Цокто-Хангил Агинского района Агинского Бурятско­го округа. Мастер спорта международного класса. По­бедитель Кубка Наций (ко­мандный чемпионат мира). Участник чемпионатов мира (2001 и 2002 гг.). Серебряный призер чемпионата России. Двукратный победитель Куб­ка России. Двукратный призер чемпионатов Вооруженных Сил России. Семикратный чем­пион турнира памяти Базара Ринчино. Заслуженный работ­ник физической культуры и спорта Агинского Бурятского автономного округа. Ныне ди­ректор и тренер спортклуба «Номто».

Баясхалан Дабаин 

источник