Дамдиндорж Гомбодорж о жизни в дзюдо.Интервью с главным тренером сборной Якутии по дзюд
Безусловно лучший тренер года в Якутии, наставник первой в истории республики чемпионки России Нюргуяны Никифоровой, двух победительниц первенств страны Аины Моисеевой и Карины Ефимовой рассказал в большом новогоднем интервью «Спорт Якутии» о том, какие качества он ценит в людях, как знание языков помогает спортсменам, своей кочевой жизни и ценностях, которые присущи дзюдоистам.
- Дамдин, ваших воспитанников, несмотря на последние успехи, всегда отличает скромность, уважительное отношение к людям, воспитанность. Это все дзюдо?
- Вы знаете, в первое время я и сам так глубоко не копал. Мне, конечно, говорили, что дзюдо – это не только борьба, но и философия. Но до стажировки в Японии я и сам до конца не понимал этого. Понятия были совершенно другие, дзюдо для меня был, скорее всего, просто спорт. То есть, чтобы побеждать нужно быть здоровее, быть сильнее, круче. Но когда я впервые оказался в Японии, в центре дзюдо «Кодокан», и когда впервые встретился с олимпийцами, живыми легендами, которых знает весь мир дзюдо и готов их носить на руках, то удивился, насколько они все скромные, очень простые в общении люди. Нет никакого пафоса. Это меня приятно удивило. И для меня это тоже стало хорошим уроком.
В «Кодокане» я общался с русскоязычным инструктором и спросил, что означает эмблема центра. Там снаружи восьмигранный лепесток лотоса, а внутри красный круг. Мне ответили, что он означает, что внешне ты должен быть спокойный, чистый, опрятный. Ты не должен выдавать агрессию, а вот внутри у тебя должен гореть жар – раскаленный металл в сердце. Когда ты защищаешь честь республики на соревнованиях, то в эти моменты ты должен проявить все свои сильные качества, а когда уходишь с татами, то должен сохранять спокойствие.
Когда я вернулся со стажировки, то постарался всем своим ученикам привить это понятие, рассказывал про ценности дзюдо. В этом понимании и заключается то, что называют философией дзюдо. Прежде всего, человек должен быть гармоничным – чему и учил основатель дзюдо Дзигоро Кано. Он говорил о всеобщей гармонии. Потом сам приходишь к этому. Вседозволенность, хамство – такого не должно быть. Нужно оставаться таким, какой есть.
Теперь мои воспитанники и сами передают эти понятия совсем еще юным спортсменам. Они помогают мне на сборах с командой, которую мы готовим к «Детям Азии». Кстати, это будут уже третьи мои Игры в качестве тренера. Нюргуяна Никифорова является чемпионкой «Дети Азии». И она для них живой пример для подражания. Мне очень приятно, что ребята поддерживают друг друга.
- А вы сами не являетесь для них примером?
- Говорю ребятам о том, что я ценю в людях. И сам я тоже должен быть примером. Это само собой. Меня бесит, когда люди говорят одно, а делают другое. Несоответствие слов и дел. Понятно, что это сложно, но я не могу себе позволить быть другим, я не могу расслабиться. На мне большая ответственность тренера. Вы ко мне пришли, вы в меня поверили, поверили, что вместе мы можем чего-то достичь. И по-другому нельзя. Образно я говорю ребятам, что мы все вместе катим одну тележку. В одну сторону, общими усилиями. Из пункта А в пункт Б. И если кто-то будет вставлять палки в колеса или тянуть в обратную сторону, то ничего не получится.
То есть у вас крепкая команда? Но ведь единоборства это все же больше про одного человека?
- Да, мои воспитанники всегда помогают друг другу. К примеру, когда Карина выступала на первенстве России в Подмосковье, то Нюргуяна и Аина вместе полетели ее поддержать. Опять же не только словами, а действиями. Это очень важно.
- Кстати, про перелеты, сколько дней в году ты проводишь дома. Ты же постоянно то на сборах, то на соревнованиях.
- Да-а-а, хороший вопрос (смеется). Конечно, я немножко больной в этом плане. Фанат. Говорят, если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, то сделай это сам. Я всегда старюсь быть рядом, если у спортсменов ответственные старты. Воспитанники это понимают и чувствуют. То есть ты должен быть рядом от и до, если взялся помогать. Должен всегда быть на связи. Ведь мы делаем одно дело. Особенно это касается девчонок. Опека. Внимание. Для них это очень важно.
К тому же нужно уметь выстраивать отношения и с тренерами сборной. Они ведь тоже люди и у них есть свое отношение к спортсменам. Это тоже психология. Ты должен дать тренерам понять, что готов всегда сотрудничать. Доверять своих ребят.
Что же касается командного духа, то когда закончилась стажировка – у нас появилась идея создать свой клуб. Долго думали над названием и назвались «Сакура». Вы наверняка знаете эту историю про джиу-джитсу – мастер основатель единоборств увидел, как ветка сакуры прогибается под тяжестью снега и понял, что нужно иногда нужно поддаться, чтобы победить. Это понятие называется «дзю» - гибкий путь. Мы должны придерживаться канонов дзюдо. Соблюдать принципы. Есть понятие кодекс чести дзюдоиста. Ты должен быть честным, добрым, вежливым.
Вообще в дзюдо – все начинается с уважения. Я говорю ребятам – никогда не суди свою схватку сам. Пусть даже судья будет против тебя. Ты должен сделать свое дело и уйти с татами. Надо его решение уважать. Нельзя поддаваться эмоциям. Любое принятое решение заслуживает уважения. Жизнь все равно расставит все по местам.
- А бывало так, что засуживали?
- Много раз было. До прихода в сборную России генерального менеджера итальянца Эцио Гамбы. Много было вопросов к судейству. Раньше как было – Питер дружил с Уралом, Центр с Сибирью и так далее. Потом он пришел, увидел все это и выстроил свою систему. Сейчас к нам на ответственные старты приезжают судьи из Азии и Европы. Они становятся супервайзерами, смотрят повторы и если судья предвзят, то его просто могут снять. Если видят грубые ошибки – то пресекают. Могут сначала снять на один день, если будет повтор, то снимают с судейства. Сразу же появилась объективность.
К примеру, в 2016 году мы Нюргуяной прошли в финал. На первенстве России среди спортсменов до 21 года. Это потенциальный резерв взрослой команды. Тогда многие удивлялись – Якутия? Еще и выигрывает? А в 2015 году в Ижевске у нас золото отобрали, можно сказать. Засудили. Для нас это был свой урок. Но даже негативные эмоции помогают в будущем.
- Расскажи, как ты вообще оказался в Якутии?
- В Якутии я с 10 лет. Вся жизнь моя кочевая. Я вырос в небольшой деревне в Монголии. Мать – преподаватель биологии, отец – тренер дзюдо. Он окончил Киевский физкультурный институт, в котором учились и Павел Пинигин, и многие другие якутяне. Когда отец приехал, мы переехали в райцентр. 2-3 года жили там. Потом в другом районе 2-3 года. Потом в Улан-Баторе, а в 10 лет переехали в Якутск. С 10 до 18 лет я жил в Якутске, учился в школе №2 в Жатае. Затем был студентом и жил и работал в Красноярске. 6,5 лет. В 2009 году вернулся Якутск.
- А как ты пришел к тренерской работе, ведь у тебя совсем другое образование?
- Это довольно длинная история. Отец мой тренер. И сам я спортсмен с детства. Я видел, насколько тяжелая и подчас неблагодарная это работа. Денег не хватало. Жили скромно. Отец постоянно был на выездах. Так что я целенаправленно поехал в Красноярск и поступил в нефтегазовый институт, стал инженером. Изучал геологию бурения. Окончил Сибирский федеральный университет. Стал работать в геологоразведочной компании.
Но дзюдо оставалось частью моей жизни. Мне не хватало тренировок, поездок, соревнований. Эмоции, которые ты испытываешь, когда выходишь на татами, ни с чем не сравнить. Это придает твоей жизни смысл. А в этой среде – инженерной – меня утомляла эта монотонность. Я знал, что будет через год, даже через пять. Сначала работал на вахте, потом в офисе. Деньги, конечно, были очень даже хорошие, особенно для молодого специалиста. Но я хотел другого.
Потом в 2009 году мне позвонил отец и рассказал, что в Якутске открывают ставку тренера в училище олимпийского резерва. Спросил, не хочешь попробовать? Было несколько кандидатур. Конечно, было много сомнений, но в итоге я приехал и начал работать. В первый год входил в колею, можно сказать, до конца не понимал, во что ввязался. А в 2010-м уже сделал свой первый набор. Появились Мисайлова, Никифорова, на уровне кандидатов в мастера многие другие ребята выступали. И пошло-поехало.
Монгольский язык не забыл еще?
- Монгольский знаю, но есть акцент. Редко читаю. Немножко изучил японский. На уровне практического разговорного. Это была одна из моих целей, когда я поехал в Японию. Нужно было наладить связи с тренерами хороших клубов, школ. Многие из них стали товарищами. Нужны ведь хорошие, качественные спарринги с сильными спортсменами. Чтобы мои ребята подтянулись. Эти поездки в Японию вместе с воспитанниками сказываются очень положительно.
- Какие еще языки знаешь? Английский?
- Английский тоже стараюсь изучать. Одно время даже брал онлайн-уроки. Так что на уровне простейшего разговорного освоил. А для изучения языка лучше всего окунаться в эту среду. Японский я изучал три месяца. Хотелось бы найти время, поехать в Канаду или Австралию, позаниматься. Я и всем воспитанникам тоже говорю, что языки надо знать. Чем больше знает человек языков, тем многогранным становится для него мир.
Опять же в пример – приезжают ребята с районов, которые знают только якутский, а с русским уже проблема. И для них гораздо сложнее проходит адаптация. Ребенок может закрыться. Надо с ним отдельно работать. Знание языков дает большую свободу, люди становятся позитивнее. Вот в Европе очень многие говорят сразу на нескольких языках – английский, французский, немецкий. Для них нормально. В России же не так. Люди открытые, не ищут условного врага. Тот же Эцио Гамба уже хорошо говорит на русском, отлично владеет европейскими языками. От него просто исходит позитивная энергия. Кстати, про Эцио. Я видел, как он прямо болел в финале первенства России за нашу Аину (Моисееву).
- А почему вдруг тренер сборной России так переживал за нее?
- А это история такая смешная (смеется). В 2014 году в ноябре мы с ребятами впервые выехали на сборы в Монголию. Аина была тогда маленькая. Ей было только 11 лет. А тогда в Улан-Баторе тренировались и спортсмены сборной России. Нам тренеры сборной сказали, никаких вам занятий, залы заняты. В общем, не мешать взрослым людям. Вот мы сидим в крохотной столовке в спортцентре. Ребята обедают, я сижу, пью чай. И вдруг заходит Эцио Гамба! А он уже тогда был мегазвезда после блестящих выступлений на Олимпиаде в Лондоне. Я встал – говорю, здравствуйте, мы из Якутии, приехали на сборы. А он сам сразу предложил, давайте вместе тренироваться. Детки глазками хлопают, я в шоке. Потом мы уже разговорились – все-таки на чужбине представляем одну страну. После этого я почувствовал, что он нас поддерживает, помнит нас. Он понимает, что мы из далекой Якутии. Что нам приходится сложнее. А тогда в зале были олимпийские чемпионы Арсен Галстян, Тагир Хайбулаев, все были. Меня больше всего в Эцио Гамба удивили простота, отсутствие пафоса, как часто бывает. Не было небесного жителя. Улыбается искренне, открыт к общению
А на якутском можешь пару слов связать?
- Сахалыы тоже простейшее кое-что понимаю. Я же в Жатае вырос, а это русскоязычный поселок. По идее если есть время, то надо тоже изучать.
- А на монгольский наш язык не сильно похож?
- Нет, совсем разные языки. Думаю, 3-4 процента слов похожи. Такие основные понятия, цвета, еще что-то. А так, разные.
- В чем, как тебе кажется, особенности Якутии, людей, которые здесь проживают?
- Мне больше всего нравится наша прямота, открытость. Нет у нас лицемерия. Когда человек может в лицо улыбаться, а по глазам видно, что думает совсем о другом. Мы настолько простые, что если человек к тебе по-доброму относится, то он тебе последнее отдаст. Если не любит, то он тебе это сразу покажет. Простота, прямота, открытость – думаю, что да, это наши отличительные черты.
- Что вы можете посоветовать молодым тренерам, тем, кто только начинает свою карьеру?
- Я всегда говорю, дайте ребенку быть ребенком. Не надо с первых дней тренировок готовить их к высоким целям. Говорить про гору Олимп, что надо туда карабкаться и так далее. На этой почве часто возникает диссонанс между отцом и сыном. Отец хочет, чтобы сын преуспел в спорте и слишком много от него требует. А ребенок психологически к этому не готов, к тому же физически все по-разному развиваются. Особенно с 5 до лет 13. Бывает, некоторые пятилетнего приводят и спрашивают – ну что, из него что-то получится? Это вообще за гранью. Надо, чтобы ребенок прибегал в зал сам. Он должен эмоционально заряжаться, расти в коллективе. Сначала нужно поставить координацию, физподготовку должен набрать, а уже потом придет мастерство. Спорт должен быть для детей не в упрек, а в удовольствие.
- Но ты сам недавно говорил, что всегда в голове держишь мысль, что нужно воспитать олимпийского чемпиона.
- Конечно, внутренняя мечта такая должна быть. А мечта – это цель. И нет ничего невозможного на самом деле. Потому что – даже вот касаемо поездки в Японию. Я всегда хотел побывать на родине дзюдо. Но спортсменом попасть туда не смог, потом как тренеру получилось. Надо по-тихой идти к цели. Я подсознательно понимал, что именно там я смогу ребят довести до более высокого уровня. В прошлом сезоне были на сборах в декабре и марте. Результат налицо. Три медали первенства и чемпионата России. Теперь в центральных регионах уже говорят – а-а, это же тот тренер, который в Японии тренируется и так далее. Вот где собака зарыта (смеется). А мы работаем и хотим, чтобы все у нас получилось.
Своим спортсменам же я говорю – надо ставить высокую планку и идти к ней, а по пути к ней вы станете чемпионами России, Европы и т.д. Жизнь все расставит. Пока будешь идти, у тебя будут успехи. Даже если не получится стать олимпийским чемпионом, вам не о чем жалеть – вы честно отпахали и что-то положительное вы себе возьмете.
- Получается, что вы стали основателем своей школы дзюдо теперь. Думаете о том, чтобы готовить тренеров, оставить смену?
- Да, работаем. Готовлю своих студентов, спортсменов. Со мной занимался Гаврил Семенов. Теперь он в Москве. Дважды становился бронзовым призером чемпионата России по боевому самбо. В новейшей истории Якутии у него самые высокие результаты. Горжусь им. Человек слова и дела. Если все нормально будет, то вернется в родную республику. Айаал Попов окончил ИФКиС, помогает очень сильно. Прикрывает тыл, когда я на выездах. Очень ответственно подходит к своей работе. Есть и другие тоже. Но далеко не каждый может стать тренером.
- Кажется, что вы очень требовательный человек.
- Есть такое. Если что-то и мешает развиваться спортсмену, то это лень, которая порождает кучу отговорок. Я не люблю, когда человек начинает что-то придумывать, когда ты даешь ему задание. Я говорю, ну что ты сам себя обманываешь? Меня, может, ты и обманешь, а себя нет. Ведь это, прежде всего, тебе нужно. Каждый должен принимать на себя персональную ответственность.
- Давайте о более приземленных темах. Как я знаю, у вас даже своего зала сейчас нет?
- О-о-о, давай не будем о больном (смеется). Я и своим воспитанникам говорю, ребята мы как бомжи, у нас нет своего угла. То к лучникам напросимся вечером, то к борцам идем, если у них банный день или выходной. Я неоднократно обращался с тем, чтобы нам выделили свой зал. Все прекрасно знают наши проблемы. Но я не знаю почему, но вопрос этот так и не сдвинулся с места.
Хотя в сентябре были моменты – для детского дзюдо варианты появлялись, но потом все переиграли в пользу других видов спорта. Я вроде тренирую, показываю результаты. На первенствах России очень большая конкуренция. У Аины Моисеевой – 613 участников, Карины Ефимовой более 800. Успехи есть, но живем пока надеждами.
Сейчас нас здорово поддерживает федерация дзюдо, во главе которой встал Павел Алексеевич Маринычев. Он человек слова и дела. Респект. Помогает с выездами, стипендиями. Он человек занятой, но старается найти время, встречаемся. Большое ему спасибо.
А не было такого, что вам предлагали работу в другом регионе?
- Да, был такой момент. В прошлом году поступило предложение курировать женскую сборную Татарстана. Я ответил, что могу согласиться, только если смогу работать 50 на 50. В Якутии и там. Условия, конечно, были хорошие. Но гарантировать параллельный зачет они не могли, так что я отказал. Якутия, Якутск – это моя родина. Мои родители живут здесь, весь мой близкий круг. Даже когда еду в Монголию – там я гость.
- А как планируешь встретить Новый год? Есть какие-то традиции?
- Нет, для меня Новый год – это всего лишь смена календаря. Я не жду «корпоративов», салата оливье, для меня это обычный праздник. Бывало, что и на сборах встречал. В этот раз все же соберемся дома у родителей. Надо их порадовать, это главное.
- Спасибо, Дамдин, удачи вам в новом году!
Беседовал Степан Посельский, Sportyakutia.ru