Я поднял флаги Азербайджана и Турции, а в UWW спросили про двойное гражданство
Победой на чемпионате мира, недавно завершившимся в Осло (Норвегия), борец греко-римского стиля Рафик Гусейнов (82 кг) вошел в число десяти лучших борцов Азербайджана. Этот год получился для «классика» самым результативным: сначала он стал бронзовым призером на Олимпиаде-2020 в Токио, а через несколько месяцев выиграл ЧМ. После возвращения в Баку Гусейнов дал интервью azerisport.com.
За последние три года вы выиграли титулов столько, сколько многие борцы не могут завоевать и за всю карьеру. Во второй раз стали лучшим на ЕВРО, взяли золото ЧМ и медаль на Олимпиаде. Чем объясните этот взлет, по сути, в конце своей карьеры?
Мне кажется, я начал понимать борьбу. Не знаю, может это связано с возрастом. Преимущество в том, что во время борьбы могу оценивать свои действия, словно смотрю на себя со стороны. На Олимпиаде, считаю, мне повезло, что я завоевал медаль. Когда чувствую, что чего-то недоделал, то отдаю дополнительные силы, и добиваюсь своего.
Я лично не считаю, что в Токио вам повезло. Медаль вполне заслуженная. Если честно, были ли мысли о том, что вам лучше пропустить этот мундиаль. После Олимпиады прошло три месяца, и если вы не захотели бы ехать в Осло, вас бы поняли.
Признаться, мое участие на чемпионате мира получился неожиданным. Я мог и пропустить ЧМ. В 82 кг у нас нет перспективного молодого парня, который мог бы удачно выступить в Осло. С другой стороны, я мог выступить и в 77 кг, на котором представлял Азербайджан в Токио. Но у нас в этом весе есть довольно сильный Санан Сулейманов, и я решил не закрывать ему дорогу. Не мог пропустить чемпионат мира, ведь жизнь борца тесно связана со спортивным режимом и с возрастом трудно его выдерживать. Мог бы после Токио отдыхать с друзьями, гулять и отрываться, а после двух месяцев было очень сложно вернуться в свой режим. Ведь следующее крупное соревнование состоится в апреле 2022-го, и до ЕВРО остается очень много времени. Нельзя столько времени просто пропускать. И я решил ехать в Осло, где, кстати, желал завоевать медаль, но не ждал, что стану чемпионом.
В Осло было трудно, особенно в четвертьфинале против шведа Алекса Кессидиса. Я проигрывал 0:6, и чуть было ни упустил схватку. После перерыва, чувствуя борьбу, решил для себя, что пора «закрывать» кислород сопернику. Был какой-то азарт.
Кстати, в мае на сборе я его одолел 12:0. Дружу с ним, и каждый раз обыгрываю его. И тут собрался, и выиграл 7:6. Также отмечу следующую схватку с российским борцом Адланом Акиевым. В какой-то момент понял, что судьи стараются в пользу соперника. Этого почувствовал весь зал. Как бы рефери ни пытались, но я выиграл 2:1.
Похоже, хорошо проанализировали соперников…
Я всегда готовлю их анализ перед поездками. Даже самых слабых. Зачем позориться, попав на прием какому-то малоизвестному борцу, чтобы о тебе потом нехорошо говорили. По поводу финала против турка Бурхана Акбудака, то в январе во Франции я легко переиграл его 7:0. Я ждал легкой победы и сейчас, но в какой-то момент он провел хороший прием, чуть не бросил на два очка. Наверное, судьба не позволила ему выиграть. Если честно, то я никогда не был слабым на чемпионатах мира, а это был для меня десятым по счету, но бывало, судьи зажимали или же проигрывал на старте.
Можно сказать, что судьба сполна отплатила вам за несправедливость, которая была ранее. Ваше решение выступать в 82 кг получилось удачным: вы стали чемпионом, а Сулейманов стал вторым, проиграв в финале двукратному олимпийскому чемпиону Власову.
На сборе тренеры спрашивали меня о том, могу ли выступать в 77 кг. У Санана были сильные боли в спине. Я был готов, но решил, пусть лучше едет Санан. Ему поможет этот опыт. И он молодец, взял серебро. Столько трудились во время карантина. Кстати, я не считаю, что Власов был сильнее. Говорил откровенно с Сананом и поделился советами, как ему выступать, скажем в партере, если, конечно, он хочет стать олимпийским чемпионом.
Вы уже видите себя тренером. Если не ошибаюсь, вы даже старше некоторых тренеров.
Да, я старше Гасана Алиева. Он мне много помогает, когда выступает секундантом. У нас одинаковый стиль и психология борьбы.
Вы уже обошли его по титулам, стали 12-м чемпионом мира от Азербайджана, а в греко-римской борьбе входите в четверку лучших. Еще один интересный момент: вы второй чемпион мира среди возрастных борцов после Арифа Абдуллаева – он взял золото в 35 лет, а вы в 33.
Я не живу статистикой. Если посмотреть на выступления наших борцов в первые годы независимости страны, то тренеры не были образованными и профессионалами. Многие из-за травм не смогли продолжать свою карьеру. Конечно, и проблемы с фармакологией имели место. Сегодня, если мне никто не поможет с приобретением лекарств или формы, то хватит премиальных, которые выделил президент страны за олимпийскую медаль. Между тем, руководство национальной федерации решает этот вопрос на высоком уровне, и у нас нет проблем с подобным.
Кстати, могли бы вы обыграть Власова, встреться с ним на ковре?
Я изучал его, но не люблю давать прогнозы. Никто не ожидал, что легендарный Карелин проиграет в финале своей четвертой Олимпиады никому неизвестному американцу, которого ранее легко победил. Санан мог обыграть Власова.
После Олимпиады традиционно немало спортсменов завершают свою карьеру. Среди кандидатов на уход было и ваше имя. Некоторые специалисты просто не рисковали делать ставку на вас, учитывая, что до следующей Олимпиады в Париже осталось три года. Мне думается, что можно рискнуть. А как вы думаете?
Тема ухода после Олимпиады не новая. Любой спортсмен сам решает, когда уходит. После Токио я 7-8 дней отдыхал, и уже чувствовал, что задыхаюсь. Не знал, чем заняться. Борьба – моя жизнь, 26 лет занимаюсь ею, и не хочу покидать этот спорт. Единственной моей проблемой является то, что трудно без семьи. Мысли о том, что мне пора уйти, высказал один телекомментатор. Он решил за меня, и народ подумал, что я ухожу. После полуфинала я спросил у отца, может мне действительно уходить. Признаюсь, иногда терпения не хватает. Да я хочу работать тренером в сборной. Пора поделиться опытом с другими. До Олимпиады еще есть время. Посмотрим, что будет. Может завтра появиться молодой талант, который «разорвет» меня. Во время карантина я чуть не завершил карьеру, мой вес поднялся до 90 кг.
Думаю, что тема ухода известных спортсменов не нова. Вероятно, многие не помнят, когда лидеры азербайджанской борьбы заканчивали карьеру. К примеру, Намик Абдуллаев или Фарид Мансуров.
Полагаю, в немалой степени это из-за отсутствия соцсетей в те годы. Просто сравним популярность Расула Чунаева и Ровшана Байрамова. Ровшан по титулам опережает Расула, но Чунаев более популярен. Соцсети играют в этом большую роль.
Означает ли это, что Рафика Гусейнова забудут после завершения карьеры?
У меня есть страница на Facebook, которой не пользуюсь. А в Instagram появился три года назад. Произошли события, и я решил создать страницу. Я очень хочу, чтобы молодежь брала пример не с некультурных и тупых, а умных и нормальных людей. Вижу, как немало людей пишут мне, просят советы. В свое время моим кумиром был Фарид Мансуров, я старался быть похожим на него, старался одеваться, как он. Однажды увидел у него форму Адидас салатового цвета, на следующий день пошел купил такую же. Я всегда брал пример с него и Хусамеддина Раджабова.
Давно не видел второго такого спортсмена, который с уважением и любовью отмечает заслуги своего отца, как вы. Не раз вы давали интервью Объединенной организации борьбы (UWW). Не знаю, какие чувства вы отмечаете больше – как сына или как ученика?
Личный тренер для спортсмена, как отец. Он больше времени проводит с тобой, знает все твои капризы. Я рад, что моим личным тренером является мой отец Радик Гусейнов. Он всю свою молодость посвятил мне, возил на тренировки в «Динамо». До сих пор помню, как он продал свое охотничье оружие, винчестер, и золотой трос, чтобы я поехал на чемпионат Европы в 2003 году. Увы, я слабо там выступил. Именно благодаря тому винчестеру я дал сегодня результат. Кстати, я искал то оружие и нашел, у кого оно. Уже встретился с его обладателем и намерен вернуть отцу. Мой отец сделал мне очень многое. Я и молодым говорю, чтобы они ценили своего тренера.
Признаться, я не люблю элементы шоу. Но не смог удержаться после финала и сказал в камеру: «Отец, твой сын стал чемпионом мира». Также не люблю прыгать сальто или кричать. Но после завоевания бронзы в Токио крикнул. Потом посмотрел на себя со стороны, и было стыдно.
Как 33-летний дебютант Олимпиады, вы имели право немного покричать, показав свои эмоции.
Дело не в возрасте. Я сбросил 14 кг веса и готовился к первому лицензионному турниру Олимпиады, а за неделю до старта мне сказали, что я не еду. Хотя мне говорили, что я поеду в Будапешт. Я не забыл их, им еще отвечать. А потом собрался и поехал на второй лицензионный турнир и завоевал путевку на Игры. Я дважды сбросил вес, и это сказалось на выступлении на Олимпиаде-2020.
Кстати, я не увидел цифры, которые вы показали после своей победы в Осло.
Я показал две четверки, отметив 44-дневную Отечественную войну. Понятно, что в спорте нельзя делать политические заявления, но никто не может меня обвинить, что я показал эти цифры. Допустим, что моей тете исполнилось 44 года, и все. Да и на ковер вышел с флагами Азербайджана и Турции.
Меня даже представитель UWW спросил, что нет ли у меня двойного гражданства. Он не понимал, почему мы выходим на ковер с двумя флагами.
Вугар Зейналов