Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Возрождение и развитие национальных видов спорта

Вторник, 25 Декабря 2012, 12:14
Возрождение и развитие национальных видов спорта
фото http://top-news.kz/

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что национальный спорт и национальная духовность — это, по сути, два тесно взаимосвязанных понятия. Если присутствует национальный дух, то и в спорте можно ожидать высоких достижений. Если духовность ослабевает, то и результаты мы получим, увы, соответствующие.

К сожалению, в советские годы национальные виды спорта находились, можно сказать, на задворках, их не развивали, не культивировали, относились как к пережиткам прошлого и вспоминали о них лишь по праздникам. Такие игры, как алыпсок, аркан тарту, кокпар, байга выступали лишь зрелищным украшением торжественных мероприятий, но не были признаны в качестве спортивных игр. Между тем данные виды спорта, которые существовали у казахов издревле, несут в себе определенную нравственную нагрузку, развивают патриотизм у молодежи, воспитывают волю, характер. Да и в целом, можно сказать, способствуют пропаганде здорового образа жизни.

Сейчас, к счастью, можно наблюдать возрождение и популяризацию нацио­нального спорта. И власть, и народ, повернулись лицом к данным играм, проявляя к ним большой интерес, что, безусловно, радует.

Проводится много мероприятий, способствующих развитию данных видов спорта, которых, к слову, в нашей стране насчитывается более 20. Это и неудивительно: казахский народ с древних времен особое внимание уделял интересному досугу, мероприятия не обходились без проведения подвижных игр. Это и аламан байга — скачка на длинные и сверхдлинные дистанции, байга — скачки на короткие и средние дистанции, буркут-салу — охота с ловчими птицами, жамбы ату — стрельба из лука в цель, жаяу жарыс — бег по пересеченной местности (почти ничем не отличается от кросса), жорга жарыс — соревнования на иноходцах, кокпар — конноспортивная борьба всадников за овладение тушей козла, кумис алу — всадник на полном ходу лошади поднимает монеты, завязанные в платочки, кыз-куу — конноспортивная игра «догони девушку», қазақ күресі — казахская борьба и многое другое.

В последние годы радует тот факт, что национальные игры приобрели серьезный статус, переходя из разряда развлечений в самостоятельные спортивные дисциплины. Некоторые из них поднялись на мировой уровень и уже близки к тем видам спорта, которые входят в Азиатские и Олимпийские игры. Если в 2010 году в чемпионате страны по қазақ күресі участвовали борцы из более 40 стран, то, например, тоғыз құмалақ в мире занимает среди интеллектуальных игр второе место. Сейчас эта игра распространяется по всей планете.

В последние годы нашли массовую поддержку входящие в национальные виды спорта такие игры, как алыпсоқ, жекпе-жек, жұдырықтасу, тай жарысы, алаш алыспағы, асық ату, хан дойбысы, құсбегілік. К слову, многие из них уже имеют свою федерацию и приобрели самостоятельность.

Думается, для того чтобы национальный спорт поднялся на должную высоту, нужна поддержка на государственном уровне. Например, на Кубе бокс входит в школьную программу — он проходит вместо урока физкультуры. Конечно, у школьников с острова Свободы есть возможность выбрать не только единоборства, но и другой вид физкультуры, но бокс остается в приоритете. То же самое происходит и в Корее, где благодаря агитации таэквандо авторитет данного национального вида спорта как никогда высок.

Именно поэтому было бы правильным, если бы и қазақ күресі приобрел поддержку гооударства. Ведь, по сути, казахская борьба существует вместе с бытом кочевого народа и по сравнению с борьбой других народов имеет свои особенности.

До начала ХХ века не существовало правила деления борцов на весовые категории, поэтому они боролись по принципу «Кто сильнее, тот и победитель». Борьба по весовым категориям и возрастным различиям стала применяться только с 30-хгодов ХХ столетия. Такие силачи, выходцы из народа, как Кажымукан, Балуан Шолак особенно восхвалялись в художественной литературе страны.

Қазақ күресі многообразен, обширен. Борец, глубоко усвоивший и достигший определенных успехов, сможет свободно участвовать в борьбе других народов. Қазақ күресі — это настоящий вид массового спорта, который совершенствует все приемы наших борцов. Сегодня у қазақ күресі есть свои правила, система, порядок. Соревнования проводятся по предварительным правилам.

Стоит отметить, что қазақ күресі в нашей стране поднялся на высший уровень и завоевал симпатию масс. В этой связи можно вспомнить о респуб­ликанском турнире «Қазақстан барысы», который проводился в нынешнем году уже во второй раз. В нем участвовали сильнейшие палуаны из аулов, победители регионов, и это повысило значимость турнира. Ход соревнований освещался достаточно активно в СМИ. Пожалуй, сыграла свою роль и материальная сторона вопроса, народу была известна сумма, которую получит победитель турнира. Сегодня этим видом спорта интересуются более миллиона жителей Казахстана.

Кстати, по қазақ куресі проводятся крупные турниры и вне страны. Например, в 2008 году в российском городе Оренбург прошел чемпионат мира, в 2011 году в Иране, городе Машат, было организовано первенство планеты среди молодежи, в том же году в индийском городе Пуна проводился чемпионат Азии. А уже в этом году в бразильском Сан-Пауло прошел чемпионат среди юношей. Другими словами, наступила эпоха қазақ күресі, и он воспринимается не только как спорт, а как искусство, которое влияет на пробуждение национального духа.

Сейчас қазақ күресі, сохраняя элемен­ты национальной самобытности, учитывает и прогрессивные направления в мировом искусстве борьбы. Борцы часто принимают участие и в соревнованиях по другим видам, например дзюдо и самбо. В 2004 году в Германии с участием представителей 18 европейских государств была создана Всемирная федерация қазақ күресі. Уже в 2006 году был проведен чемпионат мира с участием 43 стран со всех континентов.

Известно, что какие бы препятствия не возникали по развитию национальных видов спорта, казахи яростно отставивали права на жизнь, например, таких видов, как байга и кокпар. Особенно — кокпара, который во всей красе показывает смелость, силу рук, закалку, мастерство джигита. Это один из самых зрелищных видов спорта.

Кокпар делится на два вида. На общем «козлодрании» каждый участник надеялся на себя, на свою силу и на способности коня. Здесь нет возрастных ограничений, в соревновании может участвовать и стар и млад. Физическая сила очень важна — ведь было необходимо на скаку одной рукой поднять с земли тушу козла.

Второй вид этой игры называется дода тарту. Участники разделившиеся на большие группы, вступают в борьбу сообща. Раньше в таком кокпаре участвовали целые аулы, роды.

Стоит отметить, что в настоящее время идет пропаганда этого вида спорта на телевидении. Например, на национальном телеканале «Қазақстан» каждую субботу и воскресенье транс­лируются игры «Кокпар», которые с удовольствием смотрят зрители, ожидая захватывающей борьбы.

В постсоветское время кокпар проводился не только во время торжеств, но и на уровне любителей. Соревнования проходили в основном в аулах. Победитель праздновал успех, угощал друзей и родственников. В городах кокпары проводились на ипподроме.

Конечно, кокпар — это экстремальный вид спорта, но современная экипировка позволяет защитить здоровье участников. Вместе с тем часто встает вопрос о замене туши животного на муляж соответствующего веса.

К слову, уже в текущем году в Казахстане в состязаниях кокпар вместо настоящих туш козлов будут использованы муляжи. В 2008 году был испытан имитатор козла, произведенный в Пакистане, в 2010 году это уже был продукт таразских производителей.

К сожалению, они были признаны «недостаточно пригодными для игры». Фонд «KARE-Забота», пропагандирующий гуманное обращение с животными, надеется, что в самое ближайшее время игра будет модернизирована, и это позволит повысить популярность кокпара на родине и за рубежом.

К слову, во времена Чингисхана кокпар являлся любимой игрой в народе, соревнования длились долгие часы, а за тушу козла сражались до тысячи человек. Считалось, что мясо козла, используемого в кокпаре, обладает целебными свойствами. Однако во времена Советского Союза он попал под запрет как варварская игра. Между тем этим видом спорта заинтересовались за океаном. Сегодня девять штатов Америки хотят увидеть у себя нашу национальную игру. Планируется проводить турниры в каждом штате.

В общем, эта игра ничем не хуже европейских игр, а потому необходимо проводить активную пропаганду кокпара.

Можно с гордостью отметить, что игра ни в советские времена, ни в годы независимости все же не была предана забвению, а, наоборот, развивалась. На фестивале национальных игр, проходившем в октябре текущего года в турецком городе Денизли, кокпар оказался на высоте. В этом достижении, конечно, есть труд людей, вложивших душу в пропаганду данного вида состязания. В этом нелегком первенстве, где участвовали представители 25 стран мира, команда казахских спортсменов завоевала первое место. Безусловно, такие события поднимают национальный дух.

Одна из игр нашего народа, также получившая широкое признание за рубежом,— тогыз кумалак. Она имеет историю в 4 тыс. лет и считается самой сложной логической игрой.

В 2006 году казахстанская делегация поехала на Олимпиаду интеллектуальных игр в Лондон и провела ее презентацию с разъяснениями правил. В настоящий момент в мире существуют высшие учебные заведения, изучающие историю тогыз кумалака. Например, в Университете Аляски в Нью-Йорке студенты и профессора заняты созданием специальной компьютерной программы.

Если взлянуть на историю развития национального спорта, то тогыз кумалак, бес тас, стрельба из лука имеют многовековую историю. Воспитательное значение этих игр стало основой политического, экономического, социального развития народа.

Наши люди издавно знали о пользе для здоровья национальных спортивных игр. В основе (или в подтексте) пословицы «здоровье — первое богатство» лежит принцип физической культуры. В настоящее время среди граждан есть тенденция дальнейшего развития национального спорта. Существует ряд федераций, которые входят в ассоциацию национальных видов спорта. В ее составе свыше двадцати структур, например такие, как «Кокбори», «Қазақ күресі», «Тазы, тобет — алабай», «Бүркітшілер», «Жекпе-жек».

В последние годы и в настоящее время со стороны Агентства по делам спорта и физической культуры по всей республике проводятся мероприятия по развитию и пропаганде национальных видов спорта. А именно по қазақ күресі, конным видам (скачки, аламан байге, топ байге, кунан байге, тай жарыс, кокпар, аударыспак, теңге ілу, қыз қуу), по тогыз кумалаку, единоборствам... Кроме этого, проводятся турниры, официальные чемпионаты и комплексные соревнования на респуб­ликанском, международном уровнях. В том числе чемпионат мира по тогыз кумалаку, организованный на респуб­ликанском уровне, 3 чемпионата мира и 7 чемпионатов Азии по қазақ күресі, народные спортивные игры на призы Президента РК, республиканские сельские игры «Ақ Бидай», фестиваль национальных видов спорта, Кубок Президента Республики Казахстан по национальным конными видам спорта, международный турнир, посвященный памяти А. Аскарова.

Радует, что эти виды спорта в нашей стране набирают обороты, а некоторые вышли далеко за пределы республики и уже проводятся на международном уровне.

Автор: Арнур Исмагамбетов

http://sports.kz/