В сердце Кыргызстана на высоте более 2200-2600 метров между двумя хребтами расположена известная в истории кыргызского народа долина Суусамыр. Известна она тем, что здесь отличная природа с чистым воздухом, никогда не бывает жарко, долина расположена на пути из столицы республики города Бишкек в южные области – Джалал-Абадскую, Ошскую и Баткенскую
Кроме этого, эта долина знаменита своими силачами и богатырями, на силу которых возможно влияла местная природа, не тронутая «благами» цивилизации. Одним из таких известных на весь кыргызский и казахский народы был Кожомкул Каба уулу. По разным сведениям он родился в 1888-1889 годах и дожил до 67-летнего возраста, его рост достигал 2 метров 30 сантиметров, а вес до 165 килограммов.
Баатыр Каба уулу Кожомкул
Вокруг имени этого человека образовалось столько легенд, что трудно уже отделить быль от небыли. Однако эти легенды настолько стойки и популярны, что почти каждому человеку, который перевалит через Туя-Ашу и попадет в Сусамырскую долину, обязательно расскажут о силаче Кожомкуле.
Сейчас через перевал идет прекрасная автомобильная дорога, пробит тоннель на высоте 3200 м — попасть в Сусамырскую долину из Бишкека — не проблема, а, скорей, одно удовольствие. Но тогда, четверть века назад, была только тропа через перевал. Путника заставали метель, лавины, камнепады...
Трудной была эта вьючная тропа и опасной. Возвращался однажды Кожомкул к себе домой, в Сусамыр. У самого перевала обрушилась такая метель, повалил такой снег, что лошадь стала. Не ночевать же здесь в такую проклятую погоду!
Взвалил Кожомкул лошадь на себя, перенес ее через заметеленный перевал, а потом взгромоздился на нее и, как ни в чем не бывало, спустился в Сусамырскую долину. Подъехал к своей юрте, привязал коня и спокойно сел пить чай...
Говорят, есть очевидцы этого «перехода через Тюя-Ашу» — люди своими глазами все это видели. Но как бы это ни было — люди словам и верят и не верят. Много жило батыров на киргизской земле, о них остались только легенды. А вот после Кожомкула осталось то, что можно увидеть собственными глазами.
За поселком , есть небольшое надгробное строеньице, называемое «мазаром Кожомкула». Мазар, как мазар, только камень возле него — с полтонны весом. Притащил его сюда Кожомкул, и мазар этот он же помогал строить — родственник его какой-то умер.
Лепили этот мазар из глины и вдруг (видно, что-то не рассчитали) свежевыложенные стены надгробного памятника стали заваливаться. Кожомкул вовремя подоспел — встал во весь рост и, упершись своими огромными ладонями в заваливавшиеся стенки, выровнял их. Мазар построили, ушли оттуда люди, а на внутренней стене мазара остались следы—вмятины от богатырских ладоней Кожомкула. Что-то большое, великанье всегда поражает воображение человека, и ему хочется стать на цыпочки — дотянуться, сравнить себя с великаном. Хотя бы для того, чтобы убедиться — «во сколько раз меньше...»
Вот поэтому тянутся люди к мазару с отпечатками богатырских ладоней — прикладывают к ним свои... И удивляются, цокают языками. И пробуют камень, что стоит возле мазара, хотя бы с места сдвинуть. Не получается.
И опять удивляются и цокают языками. Хотя, честно говоря, все это чистейшей воды хулиганство — заходить в мазар, примерять ладони, пробовать «на вес» камень. А все это оттого, что проверяют люди — «так» это было или «не так»?.. И все-таки — было. Ведь не зря же в Бишкеке регулярно проводятся открытые соревнования борцов на «приз Кожомкула».
Поединки
Как рассказал корреспонденту один из местных жителей и потомок батыра Жумакадыр Жекшембиев, уже в двенадцать лет, называемый нынешним поколением Кожомкул ата /дедушка Кожомкул/, приобрел известность силача в близлежащих районах. «В 12 лет он впервые принял участие в своих первых масштабных силовых состязаниях, которые прошли в соседнем Токтогульском районе и включали в себя борьбу на поясах, сталкивание соперника с седла, поднятие тяжелых камней.
Никто теперь с точностью не скажет, сколько борцовских поединков провел Кожомкул. Но одно известно: к концу 20–х годов ему не было равных во всем Кыргызстане. Один из поединков — с казахстанским баатыром Чолоком Балбаном — стоит в особом ряду. Об этой дуэли написано много. Кыргызстанец выиграл у Чолока Балбана на 23–й минуте схватки. Но мало кто знает, что сначала Кожомкул не хотел выходить на встречу с соперником. Нет, он никогда не боялся. Просто к тому времени Кожомкул уже занимал должность председателя волостного совета и, будучи от природы человеком дисциплинированным, думал, что не к лицу ему уже выходить на публику, раздеваться перед ней по пояс, устраивать игрища. Но Кожомкула убедили вышестоящие товарищи. Говорили о необходимости постоять за честь республики. И Кожомкул принял предложение Балбана.
Потом они с Чолоком стали крепкими друзьями. Казахстанец однажды даже позвал Кожомкула на бой с Иваном Поддубным. Но здесь уж кыргызстанский баатыр был непреклонен. “Куда я поеду, зачем? — говорил он. — А как же работа, семья?”.
О силе Кожомкула рассказано немало историй. Но есть одна, которую, наверное, не знает никто. Она произошла в 30–х годах. Собрались суусамырцы по своим житейским делам в Чуйскую долину. Сели на коней — и вперед. Но на перевале Тео–Ашуу на горную тропу свалился огромный камень величиной с большую юрту. Призадумались суусамырцы: что же делать? И тут вспомнили о Кожомкуле. Он приехал и попросил рядом с этим валуном вырыть яму. Люди с трудом выполнили задание земляка. Яма оказалась, мягко говоря, весьма внушительных размеров. Затем к делу приступил Кожомкул. Он сел на землю, уперся спиной в основание горы и ногами стал сталкивать булыжник в яму. Громадина пошатнулась, затем медленно, по сантиметру, стала сползать в яму. Радостные суусамырцы принялись обнимать Кожомкула. А у него из носа пошла кровь.
Первый председатель
Кожомкул с радостью встретил Советскую власть. Он изрядно намучился, батрача на баев и манапов. Работы богатырь не боялся, но издевки мироедов терпеть не мог. 20 лет Кожомкул был председателем колхоза в Суусамырской долине. Люди к нему тянулись, охотно слушались, хотя он никогда не повышал голоса на людей. Со временем стал крепким хозяйственником.
В лихом 1937 году досталось и ему. Энкавэдэшники заставляли Кожомкула писать донос на председателя соседнего колхоза. Естественно, баатыр отказался, за что и сам вскоре угодил в тюрьму. Около года Кожомкул отсидел в джумгальской тюрьме, и там к его словам прислушивались не только заключенные, но и охранники. После выхода на свободу Кожомкул не озлобился, не перестал верить Советской власти, чем заслужил еще большее уважение у односельчан.
В годы войны он стал настоящим спасителем для земляков. Кожомкул был отличным охотником, и почти каждый день его верная жена Акмадай готовила из дичи еду для самых бедных суусамырцев.А родившегося накануне Победы нашего родственника именно Кожомкул назвал Тынчтыкбеком. Это имя означает “мир”, “спокойствие”.
Любовь суусамырцев к Кожомкулу поистине не знала границ.
Кожомкул был не просто силачом, но и любимым народом человеком. И этому подтверждение, то что выигранный тогда приз в виде нескольких десятков овец и пару лошадей он раздал бедным людям, хотя сам и его брат Мокотай, тоже силач, были сиротами. Его родители умерли рано. Как рассказывают местные жители, предки Кожомкула по седьмое поколение тоже были батырами и силачами. Его отец Каба, говорят, как-то раз сдвинул ногой камень весом в 1 тонну 274 килограммов. А мать Алмадай часто принимала участие в состязаниях по «эр сайыш» /аналог европейских рыцарских турниров/, что было редкостью, но не срамом для женщин.
К сожалению, потомки Кожомкула не стали такими силачами как он сам, так как его супруга была хрупкой и изящной женщиной, а на второй не хотел жениться – не мог он предать свою первую и единственную любовь
Особенно любил он детей, неважно — своих или чужих. В селе знал всех мальчишек и девчонок. А тех, кто хорошо учился в школе, заставлял поступать в институт. Еще при жизни Кожомкула в айыл стали приезжать учителя, выходцы из этих мест.
К сожалению, сам Кожомкул был малограмотным человеком. Правда, читать и писать он умел, но составить грамотно официальную бумагу не мог. Однажды с ним произошел комический случай: он потерял гербовую печать. Но природная смекалка быстро пришла на выручку герою. На каком–то заявлении вместо штампа он оставил след от большого пальца. В райкоме сразу поняли: это палец Кожомкула. И приняли заявление без всяких возражений.
В родной деревне Кожомкула есть небольшой музей, где можно увидеть фотографии, одежду батыра. В халат батыра спокойно могут поместиться три человека. Тут же хранятся огромные валуны, которые силач поднимал. Вес самого малого из них составляет 620 килограммов. Недалеко от родного села, названного в его честь, журналисты увидели огромный камень весом более 600 килограммов, который Кожомкул в 1924 году поднял и водрузил на могилу одного из местных руководителей по имени Тыйта уулу Чаргынбек. Рядом с камнем стоит мавзолей этому чиновнику. Он напоминает юрту, и сооружен он из древесины и глины. Внутри мавзолея на глине Кожомкул оставил четыре отпечатка своих огромных рук. Но, к большому сожалению, из этих отпечатков здесь сохранился только один, еще один хранится в музее. Как рассказывают суусамырцы, два отпечатка выпали и разбились в 1992 году, когда Суусамыр стал эпицентром сильного землетрясения силой в 12 баллов.
В Суусамырской долине было немало правивших миром бай-манапов, богатеев. Но никто из них не остался в памяти народной. А Кожомкул благодаря своим человеческим качествам джигита-богатыря и сегодня любим и почитаем. Предания гласят: не раз свои призы, добытые на турнирах (то были кони, верблюды, иная живность) он раздавал бедноте, которая почитала его за добродушие. Память народная избирательна. С 1993 года наш Дворец спорта носит имя Кааба уулу Кожомкула. В республике с 1962 года проходит традиционный борцовский кожомкуловский мемориал, который вначале носил статус республиканского, потом всесоюзного турнира, а ныне стал международным.
Справка: Физические данные богатыря
Рост — 197 (по другим сведениям - 230) сантиметров.
Вес — 164 (по другим сведениям - 203) килограмма.
Размер обуви — 52.
Длина кисти руки — 26 сантиметров.
Ширина большого пальца — 4 сантиметра.