Заслуженный мастер спорта СССР, Чемпион СССР, Серебряный призер чемпионата Мира 1983 года, Победитель Турнира "Кубок Дружбы - 84"
Я учился на втором курсе Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, когда Тарам перевелся туда в аспирантуру из Ростова, где он окончил сельхозинститут. В эти годы - начало 80-х - в Тимирязевке училось примерно 60 человек из Чечено-Ингушетии. Жили мы очень дружно, как говорится - душа в душу, постоянно собирались то в одном, то в другом общежитии (а их было четыре) на жижиг-галныш, устраивали синкъерамш (вечеринки). Из этой нашей общины затем вышли многие известные люди: знаменитый ученый Абдул-Малик Батукаев, банкир Ибрагим Башаев, министр сельского хозяйства Чечни Рузбек Бисултанов и др.
Естественно, в нашей диаспоре были спортсмены, в основном, штангисты и борцы. В Академии работали довольно сильные секции вольной борьбы и тяжелой атлетики. Костяк борцовской команды составляли чеченцы и дагестанцы, впрочем, как и тяжелоатлетической. Среди борцов был и один представитель чеченской греко-римской борьбы, мастер спорта СССРАбдурахман Заурбеков, 2-кратный чемпион СССР среди юношей и победитель многих международных турниров. Команда тяжелоатлетов почти сплошь состояла из Шатойских штангистов: мастера спорта СССР Абуязид Лабазанов, Александр (Сайд-Мохьмад) Балакин, Руслан Бекбулатов и я. Одно время с нами был Иса Мовсаров.
И, разумеется, мы были счастливы, когда в наш братский коллектив влился Тарам Магомадов. Мы и до этого слышали о нем, Тарам был чемпионом Европы среди молодежи, но его основной спортивный взлет пришелся именно на годы учебы в Москве. Вся наша большая студенческая семья стала фан-клубом Тарама, от души радовались его успехам, переживали неудачи.
Самыми важными, решающими в спортивной биографии Тарама были 1983 и 1984 года. Целью были Олимпийские Игры - 1984 в Лос-Анджелосе и первой ступенью к ней был чемпионат мира 1983 года в Киеве. Благополучно расправившись со всеми соперниками Тарам вышел в финал чемпионата мира, где встретился с Дэйвом Шульцем из США.
Знаменитого американского борца называли "хитрая лиса" за его гениальную способность переигрывать тактически своих соперников. К каждому турниру Дэйв заготовлял какой-нибудь сюрприз, который меньше всего ожидали его противники, вроде бы изучившие Шульца вдоль и поперек. Например, американец мог проиграть в пух и прах какой-нибудь важный турнир, вроде Тбилиского, затем не появляться на соревнованиях долгое время и когда его соперники уже уверовали, что Шульц кончился как борец, он внезапно возникал на чемпионате мира, в отличной форме, и легко его выигрывал. Или же дома, на тренировках заготавливал какой-нибудь прием, оттачивал его до совершенства и хранил до последнего. А в самые критические моменты встречи сокрушал соперника этим приемом.
Вот на такую домашнюю заготовку Шульца и попался Тарам в финале чемпионата мира 1983 года. Отлично начав схватку, Тарам повел в счете 4:0. Казалось, судьба этой встречи ясна, Тарам был в отличной форме и выглядел предпочтительнее своего соперника. К концу второй минуты схватки Шульц захватывает ногу. Тарам позволяет американцу пройти назад и взять балл. Ситуация обычная в вольной борьбе, когда имеющий преимущество спортсмен отдает сопернику один балл, чтобы не тратить много сил на защиту.
Но, что это? Шульц захватывает Тарама в партере и проводит подряд два (!) "наката", каждый из которых оценивается в два балла - 5:4 в пользу американца. Не проходит и полминуты, Шульц проводит еще один "накат". Мы сидели перед телевизором как пришибленные, тупо глядя в экран. Растерянный взгляд Тарама свидетельствовал, что и он не может понять что произошло за эти несколько секунд.
Это нереально! Этого не может быть! Ведь, обладавший огромной физической силой, Тарам никогда до этого не позволял соперникам провести с ним "накат". И именно на этот факт, оказывается, сделал ставку "хитрая лиса" Шульц. Этот момент стал переломным и Тарам уже не смог отыграться до конца встречи. Потом уже Дэйв признался Тараму, что, готовясь к этому чемпионату, он целый год тренировал эти "накаты", в том числе с тяжеловесами.
Второе место на чемпионате мира это большой успех и мы устроили по этому поводу большой банкет в нашем общежитии. Но, Тарам расценивал серебряную медаль как провал и начал самоотверженно готовиться к Олимпиаде-1984. Насколько тяжелой была эта подготовка, можете представить себе по одному случаю, который я сейчас расскажу. Как-то вечером я стоял на вахте в общежитии. Открывается входная дверь и входит, еле волоча ноги, Тарам. Рухнул на стул и говорит мне: "Отнеси сумку в комнату, я немного отдохну и поднимусь". А жил он на первом этаже, прямо над вахтой. Настолько выкладывался на тренировках, что не оставалось сил поднять тренировочную сумку на первый этаж.
К Олимпиаде-1984 Тарам подошел в блестящей форме и жаждал встречи с Шульцем - "Раздавлю на первой минуте!" И, действительно, раздавил бы. Я редко говорю в сослагательной форме, доверяя обычно фактам, но в данном случае уверен на все 100%. Раздавил бы, если не идиотская политика руководителей СССР, решивших бойкотировать эти Олимпийские Игры. Тараму ничего не оставалось, как принять участие в Турнире "Дружба-84", где собрались спортсмены социалистических стран, которые по примеру СССР объявили бойкот Олимпиаде-84. Турнир "Дружба-84" был приравнен к Олимпиаде, за победу в нем спортсмену полагались все те звания и блага, какие имеет олимпийский чемпион. Но, конечно-же, это все-равно не то, это была не Олимпиада!
На "Дружбе-84" Тарам играючи разобрался со всеми соперниками. Преимущество его было настолько огромным, что в финале его соперник из Кубы просто не вышел на ковер(!), посчитав это бесполезным делом. И было отчего. Например, когда Тарам захватывал ногу соперника, не помогая второй рукой, он начинал подниматься на ноги, держа противника на одной руке, словно ребенка. Затем резким движением бросал его на лопатки, так и не прибегая к помощи второй руки. И это на соревнованиях высочайшего международного уровня.
Очень жаль, что этому великолепному спортсмену не довелось подняться на высшую ступеньку пьедестала почета чемпионата мира или Олимпийских Игр. Он много и тяжело работал, был готов и заслуживал этого. Только спортивная фортуна так и не развернулась в его сторону.
Но, жизнь продолжалась. После завершения спортивной карьеры, Тарам Магомадов успешно защитил диссертацию и стал кандидатом сельскохозяйственных наук. Работал на кафедре овцеводства Тимирязевской академии, написал десятки научных трудов. В период перестройки занялся бизнесом, организовал коммерческий банк.
В 2007 году Тарам стал доктором сельскохозяйственных наук в области овцеводства. Работает генеральным директором крупного предприятия в Волгоградской области.