Ал-Клыч Хасаев (1880-1920 гг.) — дагестанский атлет — гиревик, и борец, по национальности кумык. В 1917—1920 годы активный участник мусульманского движения на Северном Кавказе. Расстрелян по приговору Дагестанского областного ревтрибунала
Прославленный сын Дагестана, знаменитый силач и борец, гордость кумыкского народа, "Геракл" ХIХ-ХХ вв. непобедимый Ал-Клыч Хасаев родился в селении Буглен, Темир-Хан-Шуринского округа в семье бедняка. Отца звали Хасай, мать Патимат-ханум. У Ал-Клыча было трое братьев и две сестры. Приставку "Ал" (первый, ведущий) он получил, когда одержал победу на борцовском ковре. Невысокого роста, но крепкого телосложения, Клыч был по натуре щедрым человеком. На заработанные им деньги в цирке и на ковре, он часто покупал различные подарки беднякам. О его невероятно огромной природной силе и подвигах ходили легенды. Хасаев стал легендой ещё при жизни. О реальности его могучей силы свидетельствовали рельсы узкоколейки, скрученные в спираль. Результаты его подвигов до сих пор сохранились и находятся в качестве экспонатов в школьном музее в селении Буглен Буйнакского района.
Очевидцы, которые наблюдали за выступлением кумыкского нарта, вспоминали, как на его плечах гнулись рельсы (старого образца), ломались телеграфные столбы, как он валил на спину, как кошку, быка весом в 2 т., вязал узлы из толстых железных прутьев, рвал цепи и толстые канаты, и т. д. Клыч мог без труда поднять лошадь с всадником. Будучи в Аксае кумыкский силач, взяв тяжёлую круглую гирю в руки и отломав от нее ручку, подарил её на память местным жителям.
Сила и мощь Ал-Клыч достигла такого предела, что не найдя себе соперников среди людей, он однажды вступил в схватку со львом. По словам покойной дочери Ал-Клыча Солтанат, случилось это так: "Будучи в Петербурге на крупном турнире, где присутствовали царь Николай II с супругой, вся столичная элита, а также множество иностранцев, Ал-Клыч победил любимого борца царя (борец этот в результате схватки погиб). Царь был в ярости, и лишь вмешательство венценосной супруги Александры Федоровны помогло его успокоить, Ал-Клыч согласился по просьбе царя вступить в схватку со львом. Против него выпустили разъярённого льва. Лев ударил лапами ему в грудь, и борец упал. В этот момент лев прыгнул на него. Ал-Клыч перехватил льва на лету и разорвал ему пасть. После этого, из-за сверхчеловеческого напряжения, Ал-Клыч потерял сознание и пришёл в себя только на третий день. Царь и все присутствующие были не только удивлены, но и шокированы. Николай II щедро наградил его за этот подвиг". На золотом поясе, подаренном царём, была выгравирована сцена поединка Ал-Клыча со львом.
На международной арене Ал-Клыча Хасаев был известен под псевдонимом "Робен". Его таланту и мастерству аплодировали и восхищались в залах и манежах Чикаго, Дели, Вашингтона, Стокгольма, Парижа, Лондона, Рима, Тегерана, Стамбула и во многих других местах. Ал-Клыч побеждал таких известных борцов и силачей того времени как: француз Рауль Ле Буше, русские Иван Заикин и Иван Шемякин, датчанин Педерсон, австриец Иосиф Графельни, иранец Билал, эстонец Георгий Лурих, поляк Станислав Збышко, осетин Бол Конуков ("Казбек Гора"), прославленного иранского борца по прозвищу "Чёрный Нарт" и т.д.
Русский писатель Д. Корнев, восхищённый Ал-Клычом, написал о нём книгу под названием "Силач Рубинэ", где рассказывал о триумфальном победном шествии дагестанского нарта по столицам европейских держав.
Многие слышали о знаменитом запорожском казаке, силаче и борце Иване Поддубном. Но мало кто знает, что Ал-Клыч в очном поединке легко победил прославленного атлета. Случилось это в Петербурге, где Иван Поддубный честно признав своё поражение, лично снял и вручил Алкылычу свой золотой чемпионский пояс. "Это не человек, а сам дьявол, состоящий из стальных мускулов", говорил о нём Иван Поддубный.
В 1915 году Ал-Клыч поступил на военную службу. Служил он при штабе Кавказского Военного округа. Позже, у властей появились подозрения, что Ал-Клыч проводит работу в пользу Турции, поэтому, Ал-Клыча выслали под негласный надзор полиции в Томскую губернию.
Вскоре Ал-Клыч вернулся в Дагестан. Он стал принимать активное участие в политических событиях. В период нашествия бичераховцев, Ал-Клыч боролся за независимость Дагестана. Как представитель дагестанского исполкома "Джамиатуль исламийе" , он много сделал для создания национальной милиции, для поддержания порядка в аулах. Во время вторжения в Дагестан деникинцев, храбро бился против захватчиков.
Везде ему рукоплескали, и везде он одерживал блестящие победы. Не будет лишним добавить, что одна из сестёр Ал-Клыча тоже обладала огромной силой. Однажды, при людно в Темир Хан Шуре, она подняла и об землю ударила известного большевика Кара Караева, который выступал против Ал-Клыча в суде, когда его взяли под стражу. А Кара Караев был человек немалого роста и внушительного телосложения.
После победы Октябрьской революции Ал-Клыч присоединился к Нажмудину Гоцинскому, который в тот период находился на пике своего могущества. В январе 1918 года вооружённые отряды Гоцинского, возглавляемые Ал-Клычем, заняли тогдашнюю столицу Дагестана — Темир-Хан-Шуру. Штаб Гоцинского находился в Нижнем Казанище в усадьбе сельского старшины Тонаева Джалава, а Ал-Клыч вместе с другими нукерами имама, были всегда при нём. В марте 1918 года Ал-Клыч возглавил отряд в 500 человек для ликвидации Порт-Петровского Военно-революционного комитета. Вскоре отрядами Гоцинского был захвачен и Порт-Петровск, однако в апреле 1918 года отряды Гоцинского оставили Порт-Петровск, и отошли в горные районы Дагестана.
К сожалению, жизнь этого необычного человека трагически оборвалась. В начале лета 1920 года Хасаева арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. Попытки некоторых известных людей того времени освободить атлета, не увенчались успехом. 11 июля 1920 года Дагестанский областной ревтрибунал вынес приговор о расстреле Ал-Клыча Хасаева. Большевики держали в тайне место захоронения Ал-Клыча, поэтому оно по сей день неизвестно... Спустя 70 лет Ал-Клыч был реабилитирован.
Стоит добавить, что Ал-Клыч был первым профессиональным борцом в Дагестане