В июле 1976 года Владимир Юмин принес Дагестану вторую золотую олимпийскую медаль
Дагестанские вольники участвуют в Олимпийских играх с 1960 года и с того времени завоевали на главных стратах четырехлетия 17 золотых медалей. Первым на высшую ступень олимпийского пьедестала в 1972 году в Мюнхене поднялся Загалав Абдулбеков, а спустя четыре года в Монреале его достижение повторил Владимир Юмин, который также четыре раза побеждал на чемпионатах мира и трижды на чемпионатах Европы. О своей главной, олимпийской победе самый титулованный дагестанский вольник помнил во всех деталях. Его рассказ спустя многие годы после монреальского триумфа записал корреспондент wresdtag.ru Мурад Канаев.
- Перед олимпийским турниром меня считали одним из главных претендентов на золотую медаль в категории до 57 кг, - вспоминал Владимир Сергеевич, - но уже после второго круга, в котором я уступил монголу Мигдийну Хойлогдоржу, многие поспешили поставить на мне крест. Так, одна из наших центральных газет, в которой был помещен репортаж о выступлении советских борцов в Монреале, назвала меня «первым неудачником олимпийского турнира, лишившимся шансов на успех».
Самое обидное, что с этим монголом я всегда боролся хорошо. Годом ранее на чемпионате мира в Минске я у него выиграл с разницей более чем в 20 баллов. И в этом злополучном поединке до того, как в сложной завязке он поймал две мои руки и тушировал меня, мое преимущество над ним было подавляющим. По новым правилам схватку остановили бы и присудили бы мне чистую техническую победу. Жаль, что раньше не было этих правил. Сколько бы физических сил и нервной энергии мне удалось бы сэкономить! Я ведь, если выигрывал, то, как правило, выигрывал с большим счетом.
«Еще не все потеряно, – несколько успокоил меня в раздевалке возглавлявший в те годы сборную Союза Юрий Шахмурадов, который просчитал все возможные варианты развития событий в моем весе. – Только тебе надо всех класть или выигрывать явно».
Из оставшихся соперников наибольшую опасность для меня представлял японец Масао Араи, которому я проиграл в решающей встрече на чемпионате мира в Минске. Как-то, наблюдая за японцем со стороны, обнаружил за ним одну странность. Перед выходом на ковер он подходил к холодильнику, стоявшему в коридоре рядом с разминочным залом, засовывал в морозильник голову и секунд двадцать держал ее там. Заинтригованный, я проделал то же самое, и мне показалось, что эта процедура меня несколько взбодрила. Впрочем, у меня было свое проверенное средство поднятия тонуса – холодный душ. Я всегда старался его принимать перед поединками.
Короче говоря, с японцем я не испытал никаких проблем, разгромив его с крупным счетом. Такая же участь постигла и других претендентов на золото – немца из ГДР Ганса-Дитера Брюхерта и болгарина Михо Дукова. Всё, что можно я сделал, но так сложилась турнирная борьба, что моя судьба всецело зависела от поединка Брюхтера с Араи. В случае победы первого я становился чемпионом, а при ином исходе «золото» досталось бы японцу.
До конца я эту встречу не досмотрел – после второго периода отправился в раздевалку. К этому времени Брюхерт безнадежно проигрывал, и, я, уже не надеясь на благоприятный для меня исход, предпочел покинуть зал, не желая видеть, как поднимут руку японца. Вдруг слышу невероятный шум и крики: «Немец выиграл, ты – чемпион!» – и тут же попадаю в объятия Сослана Андиева, Левана Тедиашвили и Вани Ярыгина, прибежавших в раздевалку сообщить мне радостную весть. А через мгновенье я уже смотрел на них сверху вниз, раскачиваясь на висевшей высоко под потолком огромной люстре, на которую не помню, как на радостях взобрался.
А в это же время японская команда и медперсонал приводили в чувство Араи. Бедняка, так был убит горем после упущенной победы, что в избытке эмоций ударил головой стену, да так сильно, что потерял сознание. Араи стал третьим призером, а выручивший меня Брюхтер завоевал серебряную медаль…
В Монреале состоялся олимпийский дебют в качестве главного тренера сборной СССР Юрия Шахмурадова. Под его руководством советская команда показала один из лучших результатов за всю историю участия в олимпийских турнирах. В десяти весовых категориях было завоевано пять золотых и три серебряные медали. Помимо Владимира Юмина, титулов олимпийских чемпионов удостоились якутянин Павел Пинигин (68 кг), грузин Леван Тедиашвили (90 кг), красноярец Иван Ярыгин (100 кг) и осетин Сослан Андиев (свыше 100 кг), серебряными призерами стали якутяне Роман Дмитриев (48 кг), Александр Иванов (52 кг) и петербуржец Виктор Новожилов (82 кг).
А ведь результат мог бы быть и лучше, если бы не откровенно антисоветская позиция чиновников Международной федерации борьбы, которым не нравилось, что львиная доля медалей уходит в одну страну, и они старались этому помешать, настраивая соответствующим образом судей. В Монреале, после того, как советские классики завоевали восемь золотых медалей, была спущена команда не допустить подобное на турнире вольников. И служители Фемиды взялись за дело, засучив рукава. Жертвами их неправедного рвения стали Руслан Ашуралиев и Роман Дмитриев.
Дагестанский борец, до этого дважды подряд побеждал на чемпионатах мира в весе до 74 кг, в первой же схватке встретился с извечным своим конкурентом иранцем Мансуром Барзегяром и выиграл у него. Однако иранская делегация подала протест. Судейское жюри прибегло к просмотру видеозаписи, чего прежде никогда не делалось не только в борьбе, но и в других видах спорта, и на следующий день вынесло решение о присуждении победы иранцу. Судейский казус не мог не повлиять на выступление Ашуралиева, который в итоге занял четвертое место.
А в ситуации с Романом всё было сделано так, чтобы в его весе чемпионом стал болгарин Хазар Исаев. У него, кстати, Дмитриев выиграл, как выиграл он и у всех остальных соперников, но в результате манипуляций арбитров, которые «как надо» отсудили встречи других претендентов на медали, в конечном итоге на первое место вышел болгарин, а якутский легковес, до этого побеждавший в олимпийском Мюнхене, вынужден был на этот раз довольствоваться серебром.
К сожалению, половины состава той славной команды вольников уже нет с нами. Ушли из жизни Владимир Юмин, Иван Ярыгин, Виктор Новожилов, Руслан Ашуралиев, Роман Дмитриев. Вечная память этим выдающимся атлетам!