Выдающийся тренер-педагог Дмитрий Коркин внес неоценимый вклад в развитие вольной борьбы Якутии – воспитал 175 мастеров спорта СССР, 14 мастеров спорта международного класса, четырех заслуженных мастера спорта, а также чемпионов России, Советского Союза, Европы, мира и Олимпийских игр
Дмитрий Петрович не просто делился с воспитанниками премудростями вольной борьбы, он давал им бесценные советы, что пригодились в жизни; хотел, чтобы они стали «чемпионами своей судьбы» – учил противостоять трудностям и невзгодам.
Профессор Института физической культуры и спорта СВФУ, доктор педагогических наук В.П.Кочнев в своем выступлении на научно-практической конференции «Коркинские чтения» отмечает: «Конец ХХ века возвел в ряд тренеров с мировым именем выдающегося сына якутского народа Дмитрия Петровича Коркина. Он доказал, что можно подготовить спортсменов высокого класса вдалеке от цивилизованных городов, столиц спортивных держав, даже в маленьком селе, где условия жизни – отсутствие спортивных баз, учебно-методической литературы, медицинского обслуживания – не могут быть серьезным препятствием для успешной работы».
Да, тренерская работа – это не просто проведение занятий, организация соревнований, а многогранная кропотливая, ежедневная работа, в которой применяются знания в области педагогики, психологии, анатомии, физиологии, медицины, теории, методики физического воспитания.
– Дмитрий Петрович был пунктуальным человеком, педантичным; он много не говорил, много размышлял, – рассказывает Валерий Кочнев. – Педагог с большой буквы. Доброжелательный, честный, скромный, справедливый, ответственный за порученное дело. Не любил праздников, застолий, никогда не курил, не употреблял алкогольных напитков.
Многие его именитые ученики, в том числе олимпийские чемпионы Роман Дмитриев, Павел Пинигин не только хорошо учились, но и успешно участвовали в предметных олимпиадах.Он считал, что вместе с физическим развитием ребенка формируется и его интеллект. Чем ребенок подвижнее, более физически развит, тем выше его интеллектуальные способности. Его любимое выражение на тренировках и соревнованиях: «Работай головой».
Воспитанники рассказывают, что у него был суровый характер, от него редко слышали слов одобрения или похвалу.В исключительных случаях, когда собирался кого-то ругать, долго молча смотрел ему в глаза. Мальчишки мысленно перебирали все свои «грехи», чувствуя вину перед тренером.
Так, Н.Н.Петров в своей книге «Время Коркина» пишет: «Во-первых, особенность Коркина, отмеченная, как говорится, божественными силами, отражалась даже в его взгляде. Он, этот взгляд, был упорен, соперничать с ним в неподвижности, способности выдержать противостояние глаз было нелегко. Коркин если смотрел, так смотрел – вникая не столько в речь собеседника, сколько в его образ, и по интонации, по жестам, по тем же глазам узнавая больше, чем из слов. Говорил он медленно, с расстановкой, упирая на смысловую нагрузку фразы, с тем, чтобы ученик или воспитанник мог четко уяснить сказанное».
Первый из якутян чемпион Советского Союза среди юношей Вячеслав Карпов вспоминает: «Мысленно, в первую очередь, я вижу чистые, ясные глаза, требовательный взгляд Дмитрия Петровича. Когда смеялся, глаза сияли, а улыбка напоминала улыбку спящего ребенка. Душа человека, как говорится, отражается в его глазах. Он был кристально чистым человеком».
Дмитрий Петрович своим воспитанникам давал понять, что борьба – это работа.
Подтверждением тому слова нашего первого олимпийского чемпиона Романа Дмитриева: «Не думаю, чтобы он не понимал, что спорт – еще и игра, но никогда так не говорил. Работа – и все! И не хвалил он нас никогда. Занимаясь у него, я выиграл Всесоюзную спартакиаду школьников, юношеский чемпионат СССР, мастером спорта стал и … слов похвалы не услышал.
Коркин часами мог помогать нам осваивать технику. Время для него останавливалось, когда шла работа. И никаких жалоб не признавал. И мы, знаете, научились не только не жаловаться, но и не замечать растяжений, ушибов и прочей малоприятной «атрибутики» борьбы.
«Борьба – дело мужское», – говорил Коркин и требовал, чтобы мы были мужчинами. Сурово требовал. Вот это суровость, нацеленность на труд – самое яркое, что было в нем... Коркин себя не щадил и окружающих не жалел. Зато результаты какими были!»
Дмитрий Петрович стремился сохранить у каждого борца его индивидуальность, самобытность, исходя от его природных данных. Он никогда не подгонял его под шаблоны, что сегодня мы повсеместно видим – начиная от школьников и до членов сборной республики — все борются одинаково, выполняют одни и те же стандартные приемы, вспоминают его воспитанники, теперь уже ветераны спорта. Да, Дмитрий Петрович был великим тружеником, и того же требовал от своих воспитанников.
Для него и соответственно для учеников не было праздников. Тренировки проходили ежедневно. В народе говорят: «Недоброе слово может поранить и даже убить», ведь и тогда среди педагогов были такие, кто ставил крест на нерадивом ученике, предрекая ему далеко не светлое будущее. А Петрович сколько таким мальчишкам дал путевку в жизнь, а некоторым, без преувеличения, спас жизнь.
Для нас Дмитрий Петрович останется человеком высокой культуры и железной дисциплины. Он внес большой вклад в теорию и практику физической культуры, в учебно-тренировочную работу, подготовку спортсменов высокого класса.
Два олимпийских чемпиона, серебряный призёр – это память о нём на века.
И сегодняшний успех якутской школы борьбы напрямую связан с именем великого тренера. Воспитанники Дмитрия Петровича, продолжающие славное дело своего тренера, достойно несут знамя якутского спорта во славу России.
Подготовил к печати Петр ПАВЛОВ.