Восемь часов непрерывной трансляции. Главный приз победителю Улану Рыскулу в размере 150 тысяч долларов. Всё это - атрибуты первого в истории Казахстана турнира "Казакстан барысы" по национальной борьбе казакша курес, прошедшего в Астане.
Восемь часов непрерывной трансляции. Главный приз победителю Улану Рыскулу в размере 150 тысяч долларов. Всё это – атрибуты первого в истории Казахстана турнира «Казакстан барысы» по национальной борьбе казакша курес, прошедшего в Астане.
Автор идеи этого проекта, генеральный директор телеканала КТК Арман ШУРАЕВ в интервью «Мегаполису» восхищается монголами, удивляется грандиозной футбольной диспропорции и призывает тратить деньги на людей.
– Известно, что идея организовать такой турнир пришла к вам во время поездки в Монголию. Что же именно вас там так поразило?
– То, каково отношение в Монголии к своей национальной борьбе и к победителю в ней. В течение трёх дней, что шли соревнования, участвовали 2700 борцов, а финальный поединок, длившийся четыре часа, посмотрели более 12 тысяч зрителей! Самое же главное в том, какое внимание уделяется победителю. Он на год становится тотемом Монголии – национальным героем. А его портреты висят в каждой гостинице, в каждой юрте.
– Почему вы решили устроить турнир именно по казакша курес, а не по олимпийскому видуспорта?
– Наша национальная борьба, как монгольская борьба, как японское сумо, уходит в глубь веков. Да, мы сильны в боксе. Но, думаю, 200 лет назад наши предки не знали, что такое кожаные перчатки.
А борьба всегда сопутствовала кочевому образу жизни, когда в перерывах между войнами батыры выявляли сильнейшего в схватках. Побывав в Монголии, мне стало стыдно за нас – им ведь удалось национальную борьбу превратить в культовый вид спорта.
Посмотреть её приезжают тысячи туристов: из Японии, Кореи и даже из США с Австралией. Увидев это, я решил для себя, что мы должны поднять нашу борьбу на такой же уровень. Тогда и родилась концепция, которую оставалось переложить на бумагу и решить вопрос со спонсорами. Хорошо, что это удалось сделать.
– Каков оказался бюджет турнира?
– Никаких секретов нет. В этом году бюджет составил около 750 тысяч долларов. На 99 процентов уверен, что в следующем году он будет более миллиона.
– Почему же предусмотрены такие большие призовые – 150 тысяч для победителя – почти как для атлета-призёра Олимпийских игр?
– Чтобы казакша курес был интересен внутри страны. Скажу вам, что первый блин не вышел комом. И в отборочных соревнованиях приняло участие огромное количество людей. А всё потому, что наша национальная борьба – это демократичный вид спорта. Чтобы заниматься боксом, кроме амуниции, нужен хотя бы полупрофессиональный ринг и тренер. А бороться можно летом на траве или дома на небольшом ковре. В общем, наша борьба – это вид, которым могут заниматься все. К тому же правила очень просты, но при этом всё выглядит очень зрелищно.
– Ваш проект – исключительно спортивный?
– Нет. Это не только спортивный праздник. Я рассматриваю турнир как вещь достаточно социальную. Президент страны говорит, что нужно организовывать в стране социальные «лифты» для молодёжи из аулов. И я считаю, что посредством такого соревнования появился ещё один такой «лифт».
К примеру, кроме премии в 150 тысяч долларов Улану Рыскулу – победителю турнира – аким Кызылординской области сообщил, что готов приобрести ему квартиру в любом регионе страны. Для Улана это очень важно, так как он несколько месяцев назад обзавёлся семьёй и пока не имеет своей жилплощади. Помимо этого, Улану устанавливают персональную стипендию в размере 500 тысяч тенге ежемесячно – до следующего соревнования.
– Суммы серьёзные.
– Так это и была одна из наших задач: превратить национальную борьбу в ремесло, которое будет кормить семью борца, так, как было издревле на нашей земле. Тогда ханы проводили грандиозные соревнования, и победитель получал слиток золота. Поэтому ничего нового мы не придумали – лишь возродили старые традиции, с учётом сегодняшних реалий. А то, что к турниру был проявлен большой интерес, подтверждает простой факт: его в течение восьми часов транслировали сразу три телеканала!
– Что больше всего вас удивило во время турнира?
– Это поразило не только меня, но и именитых спортсменов, которые присутствовали на турнире: Даулета Турлыханова, Жаксылыка Ушкемпирова. Они сказали, что не припомнят, чтобы люди болели так долго. У нас ведь чаще всего приводят «болельщиков» по разнарядке, и через полчаса все разбегаются. А здесь мы никого силком не тащили и люди более восьми часов сидели и смотрели борьбу! И всё потому, что это тот проект, который нужен народу.
– Не планируете в следующем году увеличить число весовых категорий? Чтобы боролись не только тяжеловесы.
– На этапе отбора в областях не только можно, но и нужно это сделать. Представьте: только в Кызылординской области всего принимало участие более 30 тысяч человек и порядка 10 весовых категорий. Боролись даже 10-летние детки! Но дело в том, что традиционно самый признанный и почитаемый чемпион – в тяжёлом весе. Хаджимукана, Карелина – помнят все. А мухачей, при всём к ним уважении, знают только специалисты. Поэтому наша цель – выявлять сильнейших из сильнейших. И в проекте «Казакстан барысы» лучший будет определяться в абсолютной весовой категории.
– Были ли допущены какие-то упущения в процессе организации этого турнира?
– Да. Мы поощрили только призовую тройку. В следующем году хотим премировать тех борцов, которые попадут в восьмёрку сильнейших.
– В канун турнира ходили слухи, что организаторам отдельные личности всячески мешали в проведении соревнований. Сейчас можете их назвать?
– Думаю, что сейчас это уже значения не имеет – турнир-то состоялся. Но было много скептиков, говорящих, что Шураев рисует замки на песке. Сейчас многие признали: произошёл своего рода переворот в сознании людей. Раньше секции казакша курес были на втором плане – это внутренний ведь вид борьбы, в нём не разыгрываются олимпийские медали. И поэтому всегда больше уделялось внимания дзюдо, греко-римской борьбе. Не скажу, что ситуация изменилась на 180 градусов, но то, что она улучшилась, – это точно.
– Вы и вправду уверены, что удастся осуществить вашу цель: превратить национальную борьбу в вид спорта номер один в Казахстане?
– Да. Потому что я уверен, что никогда наша сборная даже в долгосрочной перспективе не станет чемпионом мира по футболу. Потому что это – не наше! А вот поединок, единоборства – совсем другое дело. Издревле мы именно в этом были сильны, и этому и нужно давать импульс. А теперь посчитаем: какой бюджет у самого бедного клуба премьер-лиги?
– 3 миллиона долларов. А суммарный объём бюджетов около 60–70. По слухам, конечно же.
– Вот-вот! А наш проект обошёлся в 100 раз дешевле! Я не говорю, что нужно запретить футбол. Просто существует грандиозная и не обоснованная ничем диспропорция.