О планах развития российской борьбы и искоренении имеющихся недостатков корреспонденту "СЭ" рассказал первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России
О планах развития российской борьбы и искоренении имеющихся недостатков корреспонденту "СЭ" рассказал первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России
- Как появилась идея выдвинуть Сочи в борьбу за проведение чемпионата мира-2015?
- Данное выдвижение имеет под собой логику. Одна из государственных задач постолимпийского периода – максимальное использование созданной там инфраструктуры мирового уровня. К тому же Краснодарский край на протяжении третьего олимпийского цикла является базой подготовки команд. Там проходит десять-двенадцать сборов в год. Мало того, борьба в этом регионе получила большое распространение. Она стала популярной, а борцы – узнаваемыми. Наша заявка, кстати, очень понравилась FILA. До 2015 года также планируем провести чемпионат мира по пляжной борьбе – этот вид активно развивается в Африке, США и Юго-Восточной Азии.
- Когда российская заявка будет рассмотрена международной федерацией?
- На олимпийском конгрессе в следующем году будет принят календарь соревнований на очередной четырехлетний цикл. К этому сроку мы должны развить свою идею и заручиться поддержкой государства.
- Насколько серьезны намерения второго кандидата – Лас-Вегаса?
- Федерация спортивной борьбы США является одной из самых динамично развивающихся в мире. Несмотря на то, что на ковре американцы – наши прямые соперники, у нас близкие отношения, постоянно приезжаем друг к другу на соревнования. Они пошли по пути сближения борьбы с шоу. В прошлом году, например, при огромном стечении народа прошел турнир на Таймс-сквер. Во главе американской федерации стоят серьезные люди, готовые вкладывать в развитие борьбы большие деньги. Обычно они все четко считают, поэтому в серьезности их намерений принять чемпионат мира сомневаться не приходится. Возможно, в итоге в вопросе организации турниров мы по-дружески разойдемся по годам.
- Оглядываясь на историю ФСБР, которой в следующем году исполняется двадцать лет, можно сделать заключение: мы прошли несколько этапов становления, - продолжил Брюсов. - Могли ведь сделать ставку на пиар, огромные зарплаты, шоу-программы. Но было необходимо построить структуру. Поэтому сразу после Олимпиады реформировали федерацию, создали организацию нового типа с соответствующим уставом. Заложили массу проектов, а сейчас их реализуем. По поручению ФСБР под моим руководством была подготовлена программа развития борьбы до 2020 года. Мозгом огромной пирамиды станет федеральный центр подготовки и на его базе – всемирная олимпийская академия.
- Вы уверены, что все планы воплотятся в жизнь?
- С 2006 года мы реализовывали программу "Борись и побеждай!", и итогом этой работы стала неплохая материальная база спорта и результаты на международной арене, создание в стране шестнадцати тренерских школ. Всякое, конечно, может случиться, но, скажем, красноярский центр борьбы не умрет никогда. Он имеет поддержку как среди населения, так и на уровне руководства края. Замечу, инициатива написания программы исходила в том числе от министерства спорта. Ознакомившись с ней, Виталий Мутко сказал: хочу, чтобы ваша программа стала пилотной для нашего спорта. Недавно делегация ФСБР во главе с Александром Карелиным и Михаилом Мамиашвили посетила Саранск. Хотели посмотреть, откуда есть пошла мордовская борьба, подарившая миру олимпийского чемпиона Афин-2004 Алексея Мишина. Впечатления, знаете, - удручающие. При том, что очень много делается, система спорта на муниципальном уровне не работает. А ведь одна из краеугольных задач нашей программы – формирование института детских борцовских тренеров. Увы, это одно из наших слабых мест. Поэтому с 1 октября мы начинаем тотальное лицензирование тренеров и залов.
- Большинство, подозреваю, лицензирование не пройдет…
- Что ж, будем работать. В Мордовии мы зашли в тренировочный зал: проломанные телами гипсокартонные стены, холод, сырость, общая разруха… Привезли им пять ковров – так их класть некуда. Но какие там работают люди! Надо было видеть тренера, который когда-то боролся с Мамиашвили. Дети у него принимают присягу, готовы идти за ним в огонь и в воду. Глава республики Николай Меркушкин очень любит спорт и всегда стремится помочь. Изначально-то все находилось вообще на минусовом уровне. Скоро Саранск примет Кубок мира – и во многом это заслуга именно Меркушкина.
"ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ МОЛОДЕЖЬЮ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕЮ НЕ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ НИКТО"
- В последнее время в России особенно остро встал межнациональный вопрос, а в сборных по борьбе – представители почти всех населяющих страну народов…
- У нас в федерации этим вопросом никто не занимается. Самыми сложными были периоды чеченских войн, нападения на Дагестан, боевых действий в Грузии… Но надо понимать: наша сборная команда была, есть и будет многонациональной в самом буквальном понимании. Владимир Путин, приехав на встречу с борцами, сильно удивился: сколько, говорит, у вас здесь национальностей? Подсчитали – оказалось тринадцать. Причем это не только кавказцы, но и русские, буряты, тувинцы, якуты. Надо понимать, какое значение имеет спорт для национальных территорий. Какая еще есть возможность у Хасавюрта или Махачкалы заявить о себе на весь мир? Мы всегда жили в атмосфере агрессивного интернационализма, и любая неправота порождала за собой цепную реакцию. Когда программа "Борись и побеждай!" пошла в регионы, мы поняли: можно построить залы и постелить борцовские ковры. Но кто и куда выходит из этих залов? Да, в семье не без урода. Чего скрывать, случались конфликты, в том числе и на национальной почве. Но среда таких отторгает. Подорвавший себя два года назад в Грозном террорист-смертник, как выяснилось потом, оказался Бесланом Чагиевым, мастером спорта по греко-римской борьбе, чемпионом Европы, дважды становившимся обладателем Кубка мира. Он так же, как и футболисты, попал в идеологические сети Саида Бурятского, после чего погубил и свою жизнь, и жизни других людей. Есть и похожие примеры. В бандгруппе, уничтоженной в 2008-м в Дагестане, среди убитых оказался чемпион Юга России по вольной борьбе среди юниоров 16-летний Мовсар Шаипов. Помимо футболистов и борцов в рядах террористов оказывались представители таких видов спорта, как боевое самбо или тайский бокс. Тенденция без преувеличения шокирующая. Самый главный вопрос: как это остановить, пока еще не поздно?
Мы предлагаем альтернативную идеологическую основу. Давайте учить молодежь на примере героев спорта. Карелин, Бувайсар Сайтиев, братья Белоглазовы – отличные примеры для подрастающего поколения. Понимаете, если мы не будем заниматься молодежью, это не значит, что ею не будет заниматься никто.
- Существует программа дальнейшего трудоустройства спортсменов, достигших определенного уровня, но не сумевших пробиться в сборные России?
- Централизованной машины нет, но по этому пути уже пошла Пермь, где был создан профсоюз борцов. Ребята находят себя в тех или иных сферах: кто-то идет учиться и преподавать, другие реализуют себя в бизнесе.
"ЛЮДИ ИДУТ НА КУМИРОВ, А ИХ НЕТ"
- Все большую популярность в России набирают смешанные единоборства. Есть ли у ФСБР проекты сотрудничества с организациями, проводящими эти бои?
- Действительно, такой вопрос стоит на повестке дня. В силу требованиий, предъявляемых спортом высших достижений, олимпийская борьба является несколько закрытой. Призовые места из года в год оспаривает одна и та же горстка участников. Так что же делать остальным? Многие борцы уходят в MMA, сумо или панкратион. Мы планируем реформировать устав ФСБР и хотим развивать в рамках федерации неолимпийские виды борьбы. Считаем, мы должны заниматься данными направлениями.
- Почему у борьбы не слишком широкая аудитория?
- По причине низкой медийности. Нас просто не знают. Того же Сайтиева, трехкратного олимпийского чемпиона, по большому счету российское общество не видит. Такова формула современных соревнований, а постоянно меняющиеся правила делают борьбу все менее понятной для обычных любителей спорта. Люди идут на кумиров, а их нет. Знаете, сколько раз менялись правила за последние двадцать лет?
- Нет.
- Двадцать восемь!