Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью официальному сайту Федерации греко-римской борьбы главного тренера сборной Команды Украины Александра Котового.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью официальному сайту Федерации греко-римской борьбы главного тренера сборной Команды Украины Александра Котового. Это его первое развернутое интервью после выступления «классиков» на Чемпионате мира-2011 в Стамбуле. Александр Васильевич поведал нам о планах команды, об Олимпийских перспективах и ответил на множество других вопросов
— Александр Васильевич, не хотелось бы начинать с неприятного, но прокомментируйте, пожалуйста, выступление сборной Украины на Чемпионате мира в Стамбуле? Возможно, у вас остался какой-то осадок?
— Шоковое состояние после Чемпионата мира. Мы в принципе были к этому готовы, но рассчитывали, что 2-3 человека должны быть там, рядышком с олимпийскими лицензиями, как повезет. Толи нас перехитрили, толи мы не доработали, но ошибка есть.
— Вы, как главный тренер, борцы — уже отошли от шока?
— Можете себе представить, уже два месяца не заходил к себе в электронную почту? Отходим потихонечку. Команда уже дважды выезжала на международные турниры. В Литву две команды съездили, поборолись, 1-3-е место заняли. В Эстонии взрослая команда была. За исключением весовой категории 74 килограмма, все приехали с медалями. Но это у нас боролись 3-4-е номера. Только в тяжелом весе выступал 2-й номер, а так боролись 3-4-е номера. Как говориться, есть у команды запас, с которым можно выступать и бороться за олимпийские лицензии.
— Подводя итог чемпионата мира, я в одной из статей назвал выступления наших борцов провалом. На что получил встречное обвинение в однобокости. Некоторые борцы говорили, что, мол, виноваты тренеры…
—Видите ли, ситуация такая, что плохому танцору мешает (улыбается)? Но я не хочу сказать, что у нас борцы там плохие или еще что-то такое. Но где-то самоуверенность была определенная у одних борцов, робость была у других борцов. Все-таки лицензии олимпийские завоевывать… И «мир» на «мир» этот обычный не похож. Да и судейство работало в том направлении, чтобы как можно больше расширить географию тех стран, которые могли бы попасть в зону лицензий. Потому что 1-е и 5-е место — есть некоторые случайности. То есть непредвиденные, но случайности. И в каждом весе был такой лотерейный проходной билет. Какая-то страна воспользовалась — слава Богу, а кто-то не воспользовался. Ну, как, например, спортсмен из Польши (120кг) взял лицензию, а чемпион мира, призер Европы и Олимпийских игр не завоевал лицензию. Также жребий многое напутал, а мы знаем, что после 2005 года жребий стал электронным. То есть на компьютере его можно сделать и предвидеть тот или иной результат для спортсменов среднего класса. Не высокого уровня спортсменов, а именно среднего. Так из Польши попал человек, который не должен был попадать. В весовой категории 66 кг человек из Германии попал. В весовой категории 74 кг попал человек из Швеции, которого никто раньше не видел. Не было таких фамилий. С Венесуэлы попал спортсмен. Как говорится, запланированные случайности были на чемпионате мира для спортсменов гораздо ниже уровнем, чем наши борцы.
— Борьба вообще алогичный вид спорта, или какая-то логика есть?
—Логика есть обязательно. Бывают случаи, что правила соревнований позволяют быть случайностям. Именно, правила соревнований. Схватки бывают случайностями, потому что полторы минуты отрезочек и на нем не выполняются какие-то действия, еще и судейство влияет. То есть короткий промежуток времени. Ведь мы же не накапливаем балы за первый период, балы за второй период и балы за третий. Схватка состоит из микро-схваток. Они короткие, а там где короткие схватки, там могут быть случайности.
— Какое сейчас настроение у команды и чего вы ожидаете от двух предстоящих турниров в Финляндии?
— В Финляндию как раз поедет тот состав, который участвовал на чемпионате мира, а вторые номера ровно через неделю поедут на международный турнир в Белоруссию. То есть как раз тогда я в первый раз встречусь со сборной командой, с основным составом, костяком. И там уже будем видеть, насколько ребята воодушевлены или поникшие.
Но у нас уже прошло два соревнования. Сразу после того, как мы приехали с чемпионата мира, был мастерский турнир в Мариуполе. На нем приняли участие некоторые лидеры, которые не смогли где-то выступать. Они проверили свою форму, начали проводить подготовку определенную. Потом в Николаеве также был чемпионат Украины среди ФСО и ведомств. На нем тоже боролся ряд спортсменов, которые как бы среднего уровня. В Литве «середняк» боролся, в Эстонии. Уже прошли определенные старты. Некоторые спортсмены после чемпионата мира уже отборолись по 5 стартов. Тоже из ряда «середняков», которые, может быть, не в этом году будут претендовать на лидерские позиции, а уже будут претендовать на 2016 год. Но тот объем работы, который надо проходить, мы его проходим. Жаль, что у некоторых тренеров и спортсменов такое понятие соревнований, что после них надо отдыхать. На сегодняшний день, проанализировав, могу сказать, что 80% спортсменов выбывают после первого-второго круга, а 20% борются третий-четвертый круг. Вот соревнование — 4 встречи отборолся — закончилось соревнование. А мы планируем на учебно-тренировочных сборах проводить по 5 схваток в день.
— Это уже согласно с составленным планом подготовки к Олимпийским играм?
—Мы проводили анализ, сколько нам необходимо проводить схваток для того, чтобы спортсмен мог выдержать накал 4-5 напряженных встреч. Видите, на чемпионате мира в весовой категории 84 кг после схватки с нашим спортсменом не смог себя реализовать турок Авлучи Назми. Он вначале боролся с перуанцем, потом через 2 часа с Рачибой отборолся, а потом уже за выход в финал не смог одолеть поляка. То есть его уже не хватило. Попадись наоборот, чтобы Рачиба в 3-4-м круге встречался с Авлучи, тогда может быть что-то. Промежуточек маленький должен быть между схватками.
— А вы с борцами разбираете моменты, почему проиграли, отсматриваете видео после соревнований?
— Понимаете, борец борцу рознь. Тот, который хочет проанализировать и пойти вперед – он готов на это, а тот, кто скажет, что я где-то неправильно учебно-тренировочный процесс построил, обвинит кого-то из тренеров — как ты с ним будешь говорить? Есть сложности определенные. Мы пытаемся достучаться, пытаемся говорить, чтоб верили. То, что вы говорите, мол, спортсмены недовольны тренерами – не должно такого быть. Дело спортсмена – хорошо тренироваться, правильно проводить учебно-тренировочные занятия и показывать результат, а мы уже должны выбрать, кто из спортсменов более готов психологически. Функционально и технически можно подвести спортсмена, а вот психологию очень сложно поменять. Это надо до такой степени достучаться, чтоб он поверил в себя и показал результат.
— Вопрос по поводу олимпийских лицензий. Скажите, Александр Васильевич, за лицензии будут бороться первые, вторые и третьи номера. Тот человек, который завоевал олимпийскую путевку – он и поедет на Олимпиаду?
— Не во всех турнирах будут бороться третьи номера. Есть критерии отбора. Если лидер завоевал лицензию в апреле или мае, то безоговорочно, какие могут быть вопросы по участию его в Олимпийских играх? Он стал чемпионом Украины, как первый номер он же завоевал лицензию – под чье сомнение может попасть участие этого спортсмена? Под сомнение тренера? Нет. Под сомнение руководства? Опять-таки, нет. Но если спортсмен на чемпионате Украины занял второе или третье место и завоевал лицензию, то ему ее еще надо отстоять с первым номером где-то на международном турнире, показать себя, что действительно он лучший. Или выступить не хуже. Что значит не хуже? Если не попал в тройку, то попал в пятерку на каком-то международном турнире, даже если вместе они встретились. То есть занять выше место или одинаковое с тем спортсменом, который также претендует. Но если третий номер завоевал лицензию, да еще и третий номер стал призером чемпионата Европы, то тоже сомнению не поддается. А, чтоб определить, кто второй, третий номер – мы немножко должны, может быть, изменять правила соревнований. Мы еще проведем, может быть, на чемпионате Украины схватку между вторым и третьим номером. Второе место, допустим, занял спортсмен с одной подгруппы, в который поднимался, а третье место занял спортсмен, который поднимался с другой подгруппы и они оба проиграли одному чемпиону, то, конечно, хотелось бы знать, кто из них на данный момент лучше. Но еще будет один старт. Это спортсмены, которые поедут на чемпионат Европы. Он не имеет такого принципиального значения для лидеров, поэтому мы где-то лидеров будем сохранять. Ну, если будет ровное положение…Бывает же, что схватка заканчивается и все три периода по нулям. То есть определил жребий, кто сверху стоит. Надо все-таки доказывать за рубежом, кто лучше. Кто за рубежом будет лучше бороться, тот и будет иметь преимущество.
— Анонсируется, что после турнира в Финляндии будет еще соревнование в Швеции, а потом сборная поедет на предолимпийскую неделю в Лондон?
— Да, это в наших планах поехать в Лондон, зайти в тот зал, где будут проходить Олимпийские игры.
— Это чисто экскурсионная поездка?
— Нет, почему? Там турнир будет серьезный. Туда, возможно, поедет и кто-то из тех лидеров, кто не примет участие в чемпионате Европы. Те, кто уже завоевал лицензии, они ведут подготовку, поэтому тоже приедут в Англию побороться. Там будет очень интересно.
— Скажите, а насколько предстоящие турниры интересны с точки зрения того, что можно будет побороться с прямыми конкурентами?
—Ну, за первое место всегда будет серьезная борьба, особенно на турнире в Финляндии. Также сильнейшие страны приедут в Беларусь: Грузия, Казахстан, Украина, Россия, Азербайджан и сама Беларусь. 6 стран СНГ, которые ведут между собой серьезные единоборства.
— А как насчет азиатских турниров. Не планируется ли участие наших спортсменов?
—У нас запланирован турнир в Иране, но это касается, прежде всего, тех спортсменов, которые будут готовиться к Олимпийским играм. Нам интересно, чтобы туда поехали спортсмены в весовых категориях 84 кг, 66 кг, 60 кг, 55 кг. Может быть и тяжеловесы. Хотя у нас определенная проблема есть при подготовке к этим Олимпийским играм. Видите, Чернецкий провалял дурака два года (2009-2010 год). Хорошо, что в 1991 году родился такой Дидык с прекраснейшими данными от мамы, от папы, можно сказать, от Бога.
—Игорь уже успел стать основным борцом в сборной?
— Знаете, не так, чтобы он стал таким уж основным борцом. Видите, на взрослых турнирах пока не показал никакого результата. Ни на чемпионате Европы, ни на чемпионате мира. На чемпионате Европы один круг отборолся, на чемпионате мира уже два. Выиграл у китайца, который был участником Олимпийских игр 2008 года.
— Подводя итог, скажите, какие у нас перспективы на Олимпиаде?
— Знаете, трудно говорить о перспективах, чтоб не спугнуть результат. А так, в принципе у сборной команда Украины имеются спортсмены в четырех весовых категориях, которые готовы бороться за олимпийские награды.
— То есть задача на предстоящие лицензионные турниры как минимум четыре путевки на Олимпиаду?
— Это, да. Но так вообще мы могли бы завоевать и 6 олимпийских лицензий. Это уже будет зависеть от тех спортсменов, которых мы будем туда везти и от их настроя. Посмотрим сейчас на чемпионат Украины. Стартует одна команда в Венгрии и еще одна команда в конце января стартует в Турции на «Goldengrandprix». Там будем проверять характер наших борцов, как люди готовы. Турниры серьезные. Их три таких турнира в мире: один в Турции, один в Венгрии и один в Азербайджане. На этих турнирах оплачивается дополнительное финансирование. Допустим, за первое место на «Goldengrandprix» 1,5-2 тыс. евро, а за первое место на азербайджанском турнире 10 тыс. долларов. У нас в этом году Дмитрий Пышков выиграл турнир в Азербайджане. За три года из наших спортсменов в финале этого турнира еще никто не боролся, один только Пышков.