Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

"Ковровая бомбардировка"

Понедельник, 25 Июня 2012, 09:24

Чем схожа борьба и школьный предмет "Физика", в каком случае может настать конец света, и почему необходимо обращать внимание на сквозняк. Корреспондент "Мегаполиса" побывал на тренировке сборной Казахстана по греко-римской борьбе, после которой команда появится на публике только в олимпийском Лондоне.

Чем схожа борьба и школьный предмет «Физика», в каком случае может настать конец света, и почему необходимо обращать внимание на сквозняк. Корреспондент «Мегаполиса» побывал на тренировке сборной Казахстана по греко-римской борьбе, после которой команда появится на публике только в олимпийском Лондоне.

На Олимпийских играх в Лондоне казахстанские «классики» (или греко-римляне, если следовать официальному толкованию) будут представлены в пяти весовых категориях из шести. Как следует из истории Олимпиад – такое представительство борцов на Играх может завершиться как провалом (ни одной медали в Сиднее), так и триумфом, пусть и одного человека: «золотом» Юрия Мельниченко в 1996-м.

В стане борцов о «золоте» стараются лишний раз не говорить. Алмат Кебиспаев, которого USA Today прочит в олимпийские чемпионы, дипломатично рассказывает, какие у него сильные соперники, философски резюмируя: «Мы предполагаем, а сами знаете, кто располагает». Главный тренер Муратбек Касымханов, выслушав вопрос, что его больше устроит три «серебра» или одна награда, но на букву «З», начинает энергично жестикулировать, добавляя: «Это мечта каждого человека. Если такое в Лондоне случится, обещаю – устрою той!»

 «КАКАЯ ТЕБЕ БОРЬБА?! ОТОРВУТ РУКУ»

То, что Олимпийские игры наступят совсем скоро (особо впечатлительные натуры уже ощущают «жаркое дыхание»), понятно по резкой активности тех СМИ, что обычно привечают спорт чуть раньше погоды, но много позже основных новостей. Само собой, что подобная расстановка приоритетов существенно влияет и на отношение к происходящему. Так произошло на последней перед Играми открытой тренировке, которую внезапно посетила масса народа. От вопросов разной степени абсурдности терпение могло лопнуть даже у статуи, но борцы не поддавались.

– Нурмахан, а почему вы выбрали именно борьбу, а не волейбол? – спросили у 127-килограммового гиганта? Тыналиев даже не поморщился: «Мне всегда нравилось бороться. Просто нравилось».

«Вы молодой и перспективный, без большого международного опыта, это вам не помешает?» – пытали Дархана Баяхметова. Молодой (в чём сомнений нет, ведь 27 не возраст!) и «неопытный» борец уже прошёл Олимпийские игры, где боролся за «бронзу», несколько чемпионатов мира. На одном из первенств Дархан шёл по соперникам, как танк. Но проиграл не кому-то, а своему телу. В четвертьфинале он побеждал без вариантов кубинского борца, но тому удался единственный удачный приём за всю схватку.

– Дархан мог не сопротивляться, «плыть по течению», упасть и потерять два балла. Но он хотел «скостить» потерю до одного балла и добился своего. Но заплатил за это большую цену. Слишком большую. У него «полетела» рука, – вспоминает ту историю Танат Сагындыков, на тот момент возглавлявший сборную. – Я очень хорошо помню, как судья вправляет Дархану локоть, а тот поворачивается к нам, тренерам, и говорит: «Я буду бороться!» «Какая тебе борьба?! – отвечаю ему. – Оторвут руку». Я до сих пор убежден, что эта травма появилась от огромнейшего желания выиграть, что иногда очень вредит.

Так уж совпало, что подобное с Баяхметовым произошло в датском городе Хернинге. Закончилось всё «хернингово». Борца отвезли на «скорой» и наложили гипс.

– Боль была неимоверная, – мрачнеет Дархан. Но тут же находит свои плюсы. – Локоть – это не плечо, не колено: последствия оказались не такими серьёзными. Хотя психологически было сложнее: после этого я следующий чемпионат мира провалил и даже испугался, что могу не попасть на Олимпиаду. Но всё обошлось. На Азиаде был вторым, на первенстве мира взял лицензию. Сейчас пашу с одной мыслью: мне везло в начале карьеры, когда был шанс стать олимпийским призёром. Я его упустил. И после этого мне не везло. Должно же мне когда-нибудь повезти?

– Экс-чемпиону мира по тяжёлой атлетике Владимиру Седову во время тренировки мешает звонящий телефон. А что способно вызвать раздражение у вас?

– Сквозняк! Я на каждой тренировке смотрю: открыты ли окна в зале. Если да, то тогда обращаю внимание – закрыты ли двери. Может, кому-то это покажется странным, но если я вспотевший и будет сквозняк, могу заболеть сразу. Раньше мог не обращать на это внимания, а сейчас стал старше и к мелочам отношусь более внимательно.

МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ

Ещё три года назад шансы Алмата Кебиспаева попасть на Олимпиаду выглядели из области безжизненной арифметики. В его категории до 60 кг кидал соперников, как кегли, самый успешный греко-римлянин последних десяти лет Нурбахыт Тенизбаев, который в Пекине взял «бронзу». Битва двух медведей в одной весовой берлоге завершилась сенсацией – из неё победителем вышел Алмат, который стал только сильнее. И хотя Кебиспаев – серебряный и бронзовый призёр мировых первенств, тренеры отказываются признаться, что именно на него будет сделана ставка.

– Я не хочу делить ребят, – чеканит Муратбек Касымханов, – их пятеро, но они непростые и достойны выступить на Олимпиаде. – Да, Алмат с каждым годом прибавляет, у него большой потенциал, богатый арсенал приёмов, и на ковре он может всё.

– Чего мне не хватило в финале чемпионата мира? – Алмат вытирает пот со лба: только минуту назад он вырвался из захвата соперника, который визуально больше его раза в полтора, тут же провёл блестящий приём и, не отдохнув, сразу бросился на амбразуру из камер и диктофонов. – Наверное, уверенности не было. Я был хорошо готов физически, технически, и ещё чуть-чуть и «золото» было бы в моих руках. Но в поражении есть плюс. Думаю, это большой для меня урок. А ещё чемпионат мира – только ступень.

– Скажите честно: после того, как вы оставили без Олимпиады Нурбахыта Тенизбаева ваши отношения не испортились?

– Конечно же, нет! – рассмеялся Алмат. – Мы на ковре бьёмся, боремся, дерёмся. А как тренировка закончится, обнимаемся, чай вместе пьём, общаемся, подшучиваем друг над другом. На борьбе жизнь же не заканчивается.

– В нашей сборной Алмат – главный шутник, – хохочет Дархан Баяхметов. – И вы не смотрите, что он внешне такой спокойный! Бывает, что после тренировки сил нет даже, чтобы пошевелиться. А он приходит к тебе в номер и начинает шутить и доставать. Откуда только силы у него берутся?

«ЕСЛИ НАШЕГО ТЯЖА РАЗОЗЛИТЬ – БУДЕТ КОНЕЦ СВЕТА»

В прошлом году в казахстанской греко-римской борьбе отошли с поросшей бурьяном для многих видов спорта дороги под названием «делаем ставку на своих», прибегнув к натурализации. Выросший в Дагестане Даниял Гаджиев перебрался в Казахстан и, неудачно отборовшись в весе до 74 кг, решил потяжелеть. Прибавка в весе пошла нью-казахстанцу на пользу: он сначала стал первым номером сборной, а потом на домашнем турнире отобрался в Лондон.

– Как вам сказать? Где бы Даниял ни боролся: в Дагестане, России, он в тройку призёров не входил. Когда он приехал к нам, то тоже дела у него не шли, а потом в весе до 84 кг он всех разобрал, – и это результат работы наших тренеров, – находит свои плюсы в натурализации Муратбек Касымханов.

Впрочем, история с Гаджиевым только оттеняет другое событие: сразу три борца-олимпийца являются выходцами из одной школы. Алмат Кебиспаев, Асхат Дильмухамедов и Нурмахан Тыналиев начинали первые шаги в «Даулете», а сейчас, как минимум, двое являются полновесными претендентами на медаль. Один из них Нурмахан Тыналиев.

В свои 24 года его вес под 130 кг, и, как оказалось, это не генетический сбой.

– У него отец весит 167 кг, а мама – 110 кило. Так что ему есть, в кого быть таким крупным, – расхвалил Нурмахана главный тренер. – Сейчас в мире тяжей такого уровня, как Тыналиев, немного – кубинец, турок, россиянин, армянин. У них всех одинаково высокий уровень. И всё будут решать мелочи.

Ещё в прошлом году Нурмахан Тыналиев мог готовиться в Москве вместе с местными тяжами, но сейчас по российской инициативе эту лавочку прикрыли, и казахстанец готовится в Алматы со спарринг-партнёрами из Грузии и Кыргызстана. Те, обладая внушительными габаритами, уступают ему только в одном – мастерстве. Отрабатывая борьбу в партере, тяжи напугали двух девушек-журналисток. «Ой, а они друг из друга отбивную не сделают?»

– Может, кому-то габариты Нурмахана и покажутся устрашающими, но мы, тренируясь с ним столько лет, к этому привыкли, – рассказывает Асхат Дильмухамедов. – Иногда подшучиваем над ним – эй, Большой!

– У нас в команде ребята все спокойные, добрые. Тот же Нурмахан, как и все тяжеловесы, парень спокойный. И надо очень постараться, чтобы его завести. Но если кто-то на ковре его достанет – будет конец света, – улыбается Муратбек Касымханов.

Если попытаться определить «звёздный час» в карьере Тыналиева, то окажется, что каждый считает по-своему. Кто-то уверен, что этот момент произошёл, когда на чемпионате мира в Москве Нурмахан выбил из борьбы олимпийского чемпиона россиянина Хасана Бароева. Другие убеждены, что звездой Тыналиев стал, выиграв Азиатские игры в Гуанчжоу. Наиболее многочисленная группа придерживается той точки зрения, что данный процесс только начался – с того момента, как стало известно, что Тыналиев понесёт флаг Казахстана на открытии Олимпиады.

– У меня было много памятных схваток, – задумался Нурмахан. – Когда победил действующего чемпиона мира из США, выиграл на Азиаде. Но схватка с Бароевым дала мне большую уверенность в своих силах.

– Вопрос не в тему. Одежду какого размера вы носите?

– Три икса эль. Максимальный размер.

– И насколько вам тяжело находить одежду, подходящую по размеру?

– Очень тяжело. Ну, тяжело, – Тыналиев улыбается и интересуется. – А можно я пойду ещё потренируюсь?

ФИЗИКА И ЛИРИКА

Широко известный в прошлом борец Даулет Турлыханов любит рассказывать анекдот. «На кафедру единоборств приходит преподаватель и говорит: борцы – запоминайте. Боксёры – записывайте». Впрочем, если среди единоборцев провести подобие ЕНТ, ещё неизвестно, кто покажет лучшие результаты. Хотя по одному предмету борцы способны победить с заметным преимуществом.

Асхат Дильмухамедов, посещая борцовские тренировки, успешно учился (а теперь внимание) в физико-математической школе.

– В теории по физике я силён не был. А вот задачи решал хорошо. Слушай, – воодушевился Асхат, – в борьбе ведь то же самое?! Можно хорошо теорию знать, но на практике этого не проявить. Вот у меня и в спорте, и физике было одинаково. Мне интересно импровизировать, принимать решения.

Асхата Дильмухамедова тренеры, не скрываясь, называют «тёмной лошадкой» в нашей сборной. Ещё два года назад он выступал в категории ниже, барражируя в команде на вторых-третьих ролях, и выслушивал от родственников: «Завершай карьеру, находи другую работу и женись». Асхат рискнул, сменил вес и бросил все силы на подготовку к чемпионату Казахстана-2011.

– Я тогда решил: пан или пропал. У меня в то время даже зарплаты не было, но сделал всё грамотно: провёл витаминизацию за свой счёт, полетел на старт на самолёте, чтобы сэкономить силы. Ещё мой отец, который сам занимался борьбой, очень мне помог. И на соревновании, по-моему, я отдал сопернику только один балл.

После этого Алмат отправился на чемпионат Азии – «много суетился, волновался, но стал третьим», а потом поехал на лицензионный чемпионат мира в Стамбул, где дошёл до полуфинала, но уступил в двух схватках и стал пятым. Но с путёвкой в Лондон.

– Когда мы увидели результат жеребьёвки Асхата, то ахнули: он попал в самую настоящую группу смерти, – отмечает Муратбек Касымханов. – А когда начались схватки, Асхат «убрал» чемпиона Азии, победителя Азиатских игр, двукратного чемпиона Европы.

– Я боролся последним из «классиков», – вспоминает Дархан. – Наши ребята выступили до этого, а потому в тот день все работали на меня: и разминали, и чай приносили. А я просто выходил на ковёр и делал своё дело. Единственное, что себе внушал: «Не смотри на трибуны». В Стамбуле зал здоровенный! И знал, что, если подниму голову – то всё, сгорю! Поэтому я шёл на ковёр, не поднимая головы, видел только соперника, судью. И всё.

– Кого вы считаете вашим самым главным болельщиком?

 Моего отца. Мама рассказывает, что когда у меня выступление, то в эту ночь он совсем не спит. А когда я боролся в Стамбуле, получилось вообще весело! Мой брат – настоящий хакер. В компьютерах шарит, постоянно вытаскивает информацию, как я отборолся. Он звонит отцу и говорит: «У Асхата лицензия». А он не поверил, трубку бросил! Потом перезвонил и спросил: «Ты меня обманываешь?»

Последний громкий успех казахстанских «классиков» датирован 1996-м годом, а на чемпионате мира – 1999-м. С тех пор «золото» – недостижимая мечта греко-римлян. У Асхата Дильмухамедова есть своя – весьма интересная – точка зрения на происходящее.

– Я раньше думал, что мир – это нечто недостижимое. А когда прошёл чемпионат мира сам, то понимаю: нам реально выигрывать. Нужна хорошая подготовка, в том числе психологическая. Мы ведь сами себя накручиваем, а от этого только вред. Я в Стамбуле вообще не изучал соперников. Мне тренеры говорят: «Иди на тот ковёр. Твой соперник в таком-то трико». И надо просто выходить и бороться

http://megapolis.kz/