Колумбийские воспитанницы дагестанского специалиста завоевали три олимпийские лицензии из четырех.
Колумбийские воспитанницы дагестанского специалиста завоевали три олимпийские лицензии из четырех.
Заслуженный тренер России из Махачкалы Эседуллах Шахмарданов в третий раз поедет на Олимпиаду вместе со сборной Колумбии. На Играх в Пекине его подопечная Жакелин Рентерия стала бронзовым призером, и это было несомненным успехом для страны, представители которой никогда прежде не завоевывали олимпийских медалей в борьбе.
Успехом можно считать и завоевание трех олимпийских лицензий, однако, как считает дагестанский тренер, взойти на пьедестал в Лондоне его воспитанницам будет довольно сложно.
— Женская борьба прогрессирует в мире, возросла конкуренция, — говорит Эседуллах Шахмарданов. — Об этом можно судить хотя бы по результатам отбора на Олимпиаду. Кто мог, например, предположить, что далеко не слабые российские спортсменки не сумеют пробиться в Лондон полным составом. А возьмите сборную Азербайджана, за которую выступают опытные девушки, приглашенные из других стран. Так они и вовсе завоевали всего лишь две лицензии.
— На Играх в Пекине женская сборная Колумбии была представлена только одной спортсменкой, на этот раз — тремя. Вы рассчитывали на этот результат?
— Три лицензии — это был максимум, на что мы могли рассчитывать. Девушки нас не подвели, чего не скажешь о колумбийских вольниках и борцах греко-римского стиля, которые не смогли завоевать ни одной олимпийской путевки. Особенно я порадовался за Жакелин Рентерию. Она после Пекина несколько сдала, уступила первую позицию в сборной в весе до 55 кг. Ей был предоставлен шанс на последнем лицензионном турнире, и она им воспользовалась в полной мере, завоевав в Хельсинки первое место. А до этого олимпийскую квалификацию прошли Каролина Кастильо (48 кг), занявшая пятое место на чемпионате мира-2011, и Ана Бетанкур (72 кг), пробившаяся в финал панамериканского отборочного турнира.
Должен заметить, что в Колумбии борьба плохо развита, ею здесь занимается считанное количество парней и девушек, и уже сам факт, что эта страна будет представлена на Олимпиаде тремя спортсменками в борьбе, можно считать весомым достижением. Не скажу, что этот результата вызвал всеобщий энтузиазм в Колумбии, но спортивные руководители его оценили. Например, мне позвонил президент Национального олимпийского комитета страны Бальтасар Медина и поздравил с успехом наших девчат.
— Как готовитесь к турниру в Лондоне?
— К сожалению, не так, как бы хотелось. Я предложил свой план подготовки к Олимпиаде, но его не приняли. Дело в том, что у меня своеобразный статус в сборной, я веду тренировочный процесс, работаю, что называется, на ковре, а все ключевые вопросы жизнедеятельности команды решает местный тренер по греко-римской борьбе. Впрочем, так бывает везде — какой хороший приезжий специалист не был, как бы он себя не зарекомендовал, обычно больше доверяют местному наставнику.
— Что вы конкретно предлагали?
— В Колумбии нет спортивных баз для подготовки борцов, и я предлагал провести два совместных сбора с российской сборной в Кисловодске и Адлере. Там бы мы решили и проблему отсутствия соответствующих спарринг-партнеров для наших олимпиек. По этому поводу я говорил с главным тренером женской сборной России Юрием Шахмурадовым, и он был согласен нас принять. Однако мое предложение по каким-то причинам было отвергнуто. Сейчас мы проводим сбор на даче у президента федерации борьбы Колумбии Фани Эчиверия. Туда завезли один борцовский ковер, постелили его под навесом, на нем и тренируемся. Дача находится в ста километрах от Медельина, в живописном местечке в горах на высоте 2300 метров, и это единственное, что соответствует условиям проведения сборов. Правда, мы скоро съедем с дачи, и в оставшееся до Олимпиады время наши спортсменки в основном проведут за рубежом. В начале июня они примут участие в турнире в Италии и там же останутся на сбор, потом будет турнир в Польше, сбор в Швеции и на заключительном этапе — еще один турнир и сборы в Испании.
— Вы как-то говорили, что это ваш последний зарубежный контракт и что после Олимпиады вы вернетесь домой. Не передумали?
— Нет, нет. Сейчас мне особенно сложно работать, во-первых, годы уже не те, а мне уже за шестьдесят, во-вторых, на этот раз я не смог взять с собой семью и чувствую себя одиноко. Единственная отдушина — общение с близкими и друзьями по скайпу. Так что, скорее всего, после Лондона навсегда покину ставшую мне уже родной и близкой Колумбию. Уеду с чистой совестью, поскольку я трудился, не покладая рук, и кое-что сделал здесь для развития борьбы. Но, конечно, хотелось бы поставить красивую точку в колумбийском этапе своей карьеры, а это случится, если у нас будет олимпийская медаль.
Мурад КАНАЕВ