В Таджикистане очень популярна национальная борьба. Народные пахлавоны гуштингири сохраняют забытые спортивные традиции народа. Ежегодно праздник Навруз собирает тысячи поклонников национальной борьбы.
В Таджикистане очень популярна национальная борьба. Народные пахлавоны гуштингири сохраняют забытые спортивные традиции народа. Ежегодно праздник Навруз собирает тысячи поклонников национальной борьбы. Я был свидетелем их побед на чемпионатах, праздничных турнирах, свадьбах. Сайфиддин КАРАЕВ ДОСЬЕ «ВС»
В этом году на стадионе «Металлург» в Турсунзаде, вмещающем более 15 тысяч зрителей, трудно было найти свободное место.
Борьба шла за главный приз – автомашину. Когда диктор объявил, что «Мерседес» выиграл Саидвали Гунджишков, под одобрительные возгласы «Офарин!» пахлавон покинул стадион за рулем выигранного автомобиля.
– Давно занимаешься борьбой?
- С детства. Мне нравилось, как борются Темуршо Акрамов, Саидахтам Рахимов, Алишер Бокиев, Шерали Хикматов и другие именитые гуштингиристы республики.
Мечта стать пахлавоном привела меня к тренеру Собирджону Акрамову. Первые слова устода были: «Нравится борьба?». Я ответил «Да!». Постепенно начал осваивать приемы - от простого к сложному. С 2003 года перешел на профессиональную, если так можно выразиться, подготовку.
- Саидвали, как ты готовишься к соревнованиям?
- В программу подготовки включил бег, особенно в окрестностях города – на холмах. Когда бежишь на подъеме, чувствуешь, как силой наливается тело. Кроме того отжимаюсь по несколько раз, подтягиваюсь на канате. Тренировка - шесть раз в неделю по четыре часа: два часа утром, два – вечером.
- Ты еще работаешь тренером?
- Да, работаю в ДЮСШ профкома ТАЛКО. У меня более 80 воспитанников. Веду занятия в двух залах – на стадионе «Металлург» и ДЮСШ города. Условия, по сравнению с предыдущими годами, лучшие. Чувствуем поддержку местного спорткомитета.
- Кто из твоих ребят самые успешные?
– Дадахон Курбоналиев, Солехи Шерализода, Аскаршо Абдуллоев. Есть еще группа ребят, среди них, надеюсь, найдутся таланты.
- Ты боролся со многими знаменитыми борцами республики. Кого из них можешь назвать?
- Самыми запоминающимися были схватки с именитыми борцами республики – Рауфом Хукуматовым, Мухаммадом Абдурахмоновым, Наби Хоркашевым, Зиёратшо Баротовым, Шарафом Муминовым. Каждый из них достоин уважения. Я дважды боролся с Набимухаммадом. Один раз он выиграл, другой раз я.
- Почему ты не пошел на вольную или классическую борьбу, или в дзюдо. Они являются олимпийскими видами…
- Почти все именитые борцы Таджикистана прошли школы гуштингири, вернее с него и начинали. Многие впоследствии используя базу гуштингири, добились признания в дзюдо и других видах борьбы. Национальная борьба очень подходит моей натуре. Здесь нет строгих регламентов, нет весовых категорий, временных ограничений. Привлекает народный и массовый характер этого вида спорта. Раньше борцы очень долго определяли победителя. Самая протяженная схватка моя была где-то около двух часов. Сейчас, если силы равны, объявляется ничья.
- Ты считаешь гуштингири самым популярным видом в народе?
- На гуштингири люди валом валят. Это самый древний вид борьбы - таджики тысячелетиями славились именно в этом виде. Остальные для нас – современные, не имеющие глубоких корней в истории. Вольная и греко-римская, дзюдо сегодня олимпийские виды и самые массовые в мировом масштабе. Самбо и другие также имеют широкую пропаганду в мире. Я также планирую попробовать силы в каком-то из них.
Ближайшая перспектива - участие в соревнованиях по курашу. На соревнованиях по вольной или классической борьбе от судьи многое зависит. А в гуштингири спорные моменты решаются демократично. Поэтому в гуштингири намного честнее, объективнее.
- Ты сам судишь схватки?
- Местные турниры с участие своих воспитанников.
- А если проигравший выйдет на арену вновь, в качестве соперника другого борца?
- Есть ненаписанные правила – проигравший покинет место поединков или останется в качестве зрителя. В рамках праздника или турнира, где он однажды проиграл, он уже не имеет права снова выйти на площадку. Признать свое поражение - тоже черта мужественности. Но ни один пахлавон просто так не проиграет, все выходят на арену с целью победы. В народе существует пословица «Майдон аз далер аст». Она, наверное, появилась благодаря гуштингири. В случае поражения нельзя падать духом – нужно проанализировать свои ошибки и двигаться дальше.
- Когда ты выступал против именитых борцов, не чувствовал страха?
- Волков бояться - в лес не ходить. Зачем бояться, когда на все воля Аллаха. Нужно надеяться и побеждать. Я никогда не испытываю страха, когда выхожу на арену. Это спорт – постараешься и обязательно будешь вознагражден. В дни соревнований никогда не думаю о возможном поражении или о том, насколько силен соперник.
- Бывают травмы?
– Не бывает, чтобы борцы обходились без травм. Поэтому у меня есть врач – Рустам Камолов. У меня травмированы уши, руки, ноги, перенес три перелома ребра.
– А вообще можно ли борьбой заработать на жизнь?
– Нельзя сказать «да», но жаловаться тоже нельзя. Примерно около двух тысяч долларов, если все перевести на деньги, можно заработать за год. Кому повезет – и больше. На свадьбах, в основном вещевые призы, на государственных праздниках в зависимости от призового фонда. Если честно, о деньгах мало думаю. Если все делать исключительно ради денег, ничего не получится.
Я выхожу на арену ради болельщиков. Кроме того, гуштингири для меня - способ утвердить себя в обществе. Конечно, хочу как и всякий уважающий себя спортсмен, повысить свой имидж. Но я влюблен в борьбу. Готовлю воспитанников в надежде на то, что они достигнут тех вершин, которые я еще не покорил.
ГУНДЖИШКОВ Саидвали
Родился 1 апреля в 1981 г. в Турсунзаде.
Двукратный чемпион РТ по национальной борьбе, чемпион по смешанным единоборствам (боям без правил).
Победитель открытого турнира по национальной борьбе в Турсунзаде.
Работает тренером в ДЮСШ профкома ТАЛКО тренером по национальной борьбе.
Образование – филологический факультет Таджикского педагогического университета