1?2 октября в иркутском Дворце спорта состоится традиционный международный турнир по греко-римской борьбе на призы олимпийского чемпиона, почетного гражданина города Константина Вырупаева
1–2 октября в иркутском Дворце спорта состоится традиционный международный турнир по греко-римской борьбе на призы олимпийского чемпиона, почетного гражданина города Константина Вырупаева. Соревнования всегда собирают сильный состав участников – не только российских богатырей, но и зарубежных. Гостеприимство, высокая конкуренция, имя легендарного борца, первого из сибиряков проторившего тропинку на высший олимпийский пьедестал, – слагаемые популярности.
С того фантастического успеха в Мельбурне минуло 55 лет. Целая вечность, за это время выросло новое поколение талантливых борцов. Но никому из них пока не удалось подняться до высот Константина Григорьевича. И сегодня, в канун турнира, не лишне вспомнить в деталях, как шел к пьедесталу наш прославленный земляк.
Первую схватку на олимпийском ковре Мельбурна Вырупаев проиграл по баллам румыну Хорвату. Не катастрофа, но три штрафных очка в дебюте – тяжелый груз. Чтобы отогнать невеселые думы, отправился вечером побродить по Олимпийской деревне и мысленно раскладывал поединок по полочкам: боролся в своем стиле, ни в чем не уступал, бурлящая чаша трибун, строгие судьи, серьезный соперник не смущали. Тогда что же? Больше всего он переживал, что подвел главного тренера сборной страны Кожарского, взявшего на себя смелость и риск включить в олимпийскую команду «зеленого» новичка. Невиданное дело, Вячеслав Петрович предпочел сибиряка своему подопечному, чемпиону Хельсинки Борису Гуревичу. И такое вот конфузное начало. Каково сейчас тренеру… «У тебя, Костя, нет иного выхода, как побеждать остальных соперников», – вынес он себе жесткий вердикт.
А следующий соперник грознее некуда – обладатель Кубка мира турок Алмаз. Тот самый Алмаз, который недавно на международном турнире победил Бориса Гуревича, не прошедшего в результате в олимпийскую команду. Умный, хитрый, техничный турок выбрал выжидательную тактику – не шел на осложнения, рассчитывая, что неопытный русский допустит ошибку, и тут уж держись!
«Извини, Алмаз, но я тебе такого шанса дать не могу», – твердил Вырупаев, гоняя соперника по ковру. Тот, как уж, ускользал из «объятий», спасаясь бегством за пределы ковра.
«Что ж ты, бегаешь, как заяц», – злился Костя, но очередная попытка поймать Алмаза на прием заканчивалась безрезультатно. В итоге уложить соперника на лопатки так и не удалось, а еще одно полученное штрафное очко поставило в ситуацию минера: теперь оступаться нельзя. Наступил момент истины, и он обязан был доказать всем, и себе в первую очередь, что силен духом. И Костя встал, уложив всех соперников на лопатки. Болгарина Петрова и венгра Ходоша победил в излюбленном стиле – молниеносными бросками через спину. Вроде бы все так просто, а сколько нервных и физических сил затрачено, на эмоции ничего не осталось.
«Русский буквально смял своих соперников, – сообщала австралийская пресса, – но вряд ли ему это позволит сделать хладнокровный швед Вестербю, который, как никогда, близок к титулу олимпийского чемпиона».
Вырупаев за прессой не следил, не до того, сам себе давал оценки – жесткие и точные. Знал, что с Вестербю схватка будет самой тяжелой. Швед – опытнейший боец, призер мировых чемпионатов, давно уже подбирающийся к верхушке пьедестала, но что-то ему всякий раз мешало. И вот – шанс, до «золота» один шаг.
Схватка, как и ожидалось, сложилась невероятно трудно. Силы и нервы на пределе, борьба через «не могу». Швед смертельно устал, ушел в глухую защиту и, не выдержав очередного натиска, попал в партер. «Это шанс», – забилась в голове мысль. Захват Вырупаев провел, как учили «отцы», вот где пригодились и становая сила кузнеца, и борцовская выучка. Коронным приемом «обратный пояс» сибиряк бросил непокорного шведа на ковер и прижал лопатки. Чистая победа! Что и требовалось. 26-летний иркутянин Константин Вырупаев – первый из сибиряков олимпийский чемпион!
Спустя четыре года в Риме Константин Вырупаев завоевал вторую олимпийскую медаль – бронзовую. Почему не золотую? Верный себе, Константин Григорьевич с иронией вспоминает:
– Я мог повторить успех Мельбурна, если бы в Рим не приехали австралиец Ханс Марте и венгр Имре Пойяк. Хорошие парни, но они все испортили, их я одолеть не сумел.
Через два года на чемпионате мира в американском городе Толидо жребий вновь свел Вырупаева с Пойяком. Крепкий орешек, этот венг. Схватка закончилась вничью, она принесла сибиряку серебряную медаль, а венгру – бронзовую. Долг платежом красен. В 32 года подняться вторично на олимпийский пьедестал – дорогого стоит. Как и семь серебряных медалей чемпионата СССР – непревзойденное достижение.
Константина Григорьевича нередко спрашивают: сохранились ли олимпийские костюмы?
– Давно износил, – отвечает с улыбкой. – Не пылиться же в шкафу…
Автор: Павел Кушкин