Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Василий Рачиба: "Выиграл и сразу забыл о том, что я - чемпион"

Пятница, 15 Апреля 2011, 14:41

Впервые Василий Рачиба заявил о себе на международной арене еще в 2004-м году, завоевав серебро чемпионата Европы.

Впервые Василий Рачиба заявил о себе на международной арене еще в 2004-м году, завоевав серебро чемпионата Европы. Второй медали, причем золотой, киевлянину, родившемуся на Ивано-Франковщине, пришлось ждать семь лет. В начале апреля в Дортмунде Рачиба поднялся на высшую ступень пьедестала почета. Почему победа заставила себя так долго ждать, а также о подводных течениях греко-римской борьбы новоиспеченный чемпион поведал корреспонденту «СЭ».

ЛЕГЧЕ ВСЕГО БЫЛО ПОБЕДИТЬ ЧЕМПИОНА МИРА

- Ваша золотая медаль для президента Федерации греко-римской борьбы Украины Вадима Киселя стала сенсацией. А для вас?

- Долгожданной закономерностью. Я должен был выиграть ее давным-давно. В 2008-м, когда меня не повезли на Игры в Пекин, европейское первенство могло превратиться в золотую олимпийскую медаль. Но из-за президента федерации я остался дома, хотя выиграл все отборочные старты. На этой победе я останавливаться не собираюсь. Если все будет хорошо, то постараюсь выиграть чемпионат мира и Олимпийские игры.

- Не нагловато ли набросился на вас словак Мариан Михалик в первой схватке чемпионата Европы-2011?

- Да нет. Я знал, что выиграю у него. Это не тот конкурент, который мог меня победить. Это была своеобразная разминка, которая прошла успешно. Пару приемов - и соперник на лопатках.

- Вы все-таки его не положили, хотя выглядели более чем убедительно - 4:0 и 6:0.

- Просто судьи не дали. Они остановили меня, поскольку разница в счете была уже шесть баллов. Иначе было бы туше.

- С Михаликом вы проявили все свои лучшие борцовские качества: в первом продемонстрировали работу в партере, во втором - трехбалльный бросок?

- Если уже в первых схватках показывать все свое мастерство не на самых сильных соперниках, то на все соревнования может не хватить сил. По возможности я старался закончить поединок быстрее, причем приложив к этому минимум усилий. Если бы жребий в стартовой схватке меня свел с более сильным соперником, то все могло сложиться по-другому.

- На чеха Омарова выбрали тактику быстрой атаки, ведь уже за десять секунд открыли счет, или же просто удобный момент подвернулся так быстро?

- Честно говоря, выходил на ковер без тактической задумки, поскольку боролся с ним впервые и не знал его способностей. Просто у меня была возможность пройти ему на туловище и сбить на один балл. Я сразу воспользовался этим шансом.

- Во втором периоде действия судьи явно рассердили вашего соперника. По душе ли вам такая эмоциональная борьба?

- Когда соперник выходит из-под контроля, в некоторых случаях это может сыграть и мне на руку. Нервы - не всегда хорошо. Набрасываясь, борец открывается и может пропустить контратаку. Поскольку я вел в счете, то смысла рисковать не было. К тому же чех - тоже соперник невысокого класса. Вот чемпион мира болгарин - это уже другой уровень, хотя схватка с ним была самой легкой на этом чемпионате. Наверное, я очень хорошо настроился на четвертьфинальный поединок.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛОМ

- Ожидали, что сможете за полторы минуты бросить действующего чемпиона мира Христо Маринова на три балла?

- У меня и была такая тактика - выиграть у него в стойке. Потому что в партере судьи имеют широкое поле для неоднозначной оценки происходящего. Словом, мне нужно было выигрывать, не давая шансов ни арбитрам, ни сопернику. Со всеми сильными борцами я придерживаюсь этой тактики, ведь в стойке мало кому проигрываю.

- Со стороны складывалось такое впечатление, что вы хотите выиграть больше, чем болгарин. По вашим ощущениям, так и было?

- Он, наверное, строил схватку по-другому. Для него главным было не пропустить прием в стойке и довести период до борьбы в партере. Но у Маринова не получилось успешно защищаться полторы минуты, и он психологически сломался. По нынешним правилам отыграть проигранные баллы тяжело. Да и времени, по сути, для этого нет. Во втором периоде почувствовал, что болгарин подустал, и начал его поджимать. Думаю, он психологически обломался, когда понял, что победа ушла от него.

- Маринов еще и сам отдал вам второй балл. А вам знакомы ситуации из разряда - что такое не везет и как с этим бороться?

- Не могу сказать, что я невезучий. Просто у меня не сложились отношения с президентом федерации, который постоянно мне палки в колеса ставит. Что касается непосредственно работы на ковре, то всякое бывало. Но везет ведь всегда сильнейшим. Моя слабая сторона - партер, где мне могут сделать накат. Не очень по душе это движение: едва перевернул тебя через прямые руки, ты вроде не упал и не пропустил прием, но балл проиграл. Иногда почему-то не могу устоять в партере, а потом мне тяжело отыграться. Бывали схватки, когда я за две секунды до окончания периода позволял себя накатить, проигрывая балл, хотя по самой схватке был намного активнее. Не знаю, зачем правила поменяли. Мне кажется, будь регламент другим, то борьба была бы интересней, и присутствовал бы ажиотаж.

- Победа над чемпионом мира - особенная?

- Не сказал бы. Если бы мне было двадцать лет, то, может быть, по-другому оценивал победы. Не думаю, что я слабее Маринова или кого-то другого. На прошлом чемпионате мира в Москве, где занял девятое место, я не был в оптимальной форме. Перед этим проболел полгода, принимая антибиотики. А моя активная борьба требует хорошей физической готовности, чтобы выдержать темп. Тогда в столице России, выиграв две схватки, проиграл чемпиону Европы и мира, а также бронзовому призеру Олимпийских игр-2008 турку Авлуке Назми. Я чувствовал, что он устал, но добавить не мог. Головой понимал, что еще чуть-чуть - и я у него выиграю, а организм не слушался. Уже не было сил, и не было через что перешагивать. В Дортмунде я хоть и выкладывался в поединке, но резерв был. Во время подготовки к старту самый большой нюанс для меня заключается в том, чтобы во время соревнований открывалось второе дыхание. В схватках, когда на ковре идет рубка, даже малейший перевес позволяет подавлять соперника.

- Недооценивать нельзя ни одного соперника. Но наверняка Дамиан Яниковски из Польши не был для вас таким серьезным конкурентом, как Маринов?

- Не оцениваю спортсменов по титулам. Для меня показатель - их борьба. Этот поляк на последнем чемпионате мира боролся за бронзовую медаль и уступил в равной схватке россиянину Алексею Мишину. То есть Яниковски не слабый соперник. Молодежь растет.

- Вы чувствовали запах «золотой» схватки перед полуфиналом?

- Когда выиграл у болгарина, больше чем на девяносто процентов был уверен в том, что стану чемпионом Европы.

- А говорите, что на титулы не обращаете внимание.

- Я судил по своим силам. С россиянином, который был моим соперником по финалу, мы тренировались в одном зале. Осенью он приезжал к нам в Киев на две или три недели.

- Некоторым спортсменам победить помогает спортивная злость. Пытались пробудить это чувство в себе после проигранного поляку первого периода?

- Я не совсем проиграл - просто ничего не сделал, уступил немножко. Особо не злился, ведь знал, что свое дело сделаю. Так оно, в конце концов, и получилось.

- Когда поляк поаплодировал зрителям, ставая в партер в третьем периоде, вы поняли, что он сдался?

- Он не сдался, просто у него уже не было шанса что-либо сделать. Очень мало борцов выигрывали схватки, находясь в невыгодной позиции в партере.

ЕСЛИ УЧЕСТЬ, ЧТО СОПЕРНИК - РОССИЯНИН, СУДИЛИ НОРМАЛЬНО

- В первом периоде финала вам для победного балла не хватило времени, чисто спортивного везения или все-таки россиянин Алан Хугаев мастерски противостоял?

- Мне не хватило совсем немного времени, чтобы выйти наверх и взять победный балл. Не думаю, что причина кроется в усталости. Можно сказать, что соперник меня обыграл, начав свое действие впритык со временем. Если бы россиянин начал делать прием секунд на пять раньше, я бы успел отыграться. Это меня разозлило, и я дал волю эмоциям - закричал. Но через пару секунд собрался. Когда начинаешь распыляться, то получается так, что ничего не получается.

- Похоже, судейством во втором периоде вы были недовольны?

- Я бы так не сказал, но балл мне не дали. Но если учесть, что соперник - россиянин, то это было нормальное судейство. Обычно представителям России помогают. Впрочем, как и азербайджанцам, туркам, болгарам. То есть спортсменам тех стран, которые имеют своих представителей в судейском корпусе международной федерации.

- Не боялись, что в финале вас могут «зажать»?

- Страха у меня не было. Я знал, что арбитры будут не на моей стороне. Но если ты вышел на ковер, то борись до конца. В финале я уже физически подсел. Хугаев, к слову, в первом круге был свободен, итальянец не представлял собой опасности, с армянином судьи помогли россиянину, и с немцем Алан отборолся два периода. Словом, Хугаев был свежее, чем я.

- Когда во втором периоде российская сторона подала протест, ждали, что у вас отберут два заработанных балла?

- В своей правоте я не сомневался. Судейские козни могли иметь свое место, но я был уверен, что не отменят мое действие. Меня бы удивило, если бы справедливость не восторжествовала. Дай судьи балл россиянину, я бы проиграл финал - за тридцать секунд тяжело отыграться.

- О чем думает борец, когда от европейского золота его отделяют всего две минуты?

- Не знаю. Во время схватки не думаю ни о чем, ведь поединок еще не выигран. Впереди - третий период. После финала у меня не было особой радости - ну разве что пятисекундная. Я тогда подумал, что было бы неплохо стать еще и чемпионом мира. А в финале первенства планеты буду думать об Олимпийских играх.

- А в финале Олимпиады-2012 будете думать о «золотой» схватке Рио-де-Жанейро-2016?

- Это я вам расскажу после Игр в Лондоне. (Смеется).

- Это вы так мастерски защищаетесь в партере или Алан Хугаев не очень силен по части накатов?

- Это был третий период, когда силы уже на исходе. Кроме того, борцы очень вспотевшие, что на руку тому, кто защищается. Ведь по мокрому телу скользят руки и трудно удержать захват.

ТИТУЛ ЧЕМПИОНА - ПРОХОДЯЩИЙ ЭТАП

- Что-то в вашем голосе абсолютно не слышно радости. Эйфория уже прошла?

- Для меня титул чемпиона Европы - проходящий этап на пути к более серьезным целям. Хотя пришлось долго идти к этой победе. Конечно, хотелось выиграть, ведь столько лет борюсь, а за последние годы результата не было. Я был обладателем Кубка мира-2005, но это не то. Надеюсь, главные победы еще впереди. Хотя нашему государству они не нужны.

- Спортсмену, наверное, в первую очередь, нужно, чтобы в него верили тренеры?

- Это, конечно, немаловажно. Наставники должны верить в команду. Иначе, как тогда борец может настраиваться на победу в схватке? Тренеры должны готовить спортсмена так, чтобы он психологически был уверен не в том, что выиграет, а в том, что не может проиграть.

- Чувствовали, что тренеры, секундировавшие в Дортмунде, не сомневаются в вас?

- Не могу сказать, что ощущал от них особую поддержку. С главным тренером Александром Котовым в свое время у меня были напряженные отношения. Но думаю, им хотелось, чтобы я выиграл. Перед чемпионатом Котовой говорил, что мне по силам победить. Мой личный наставник на эти соревнования не ездил. Да и среди спортсменов у нас не все сильнейшие едут на соревнования. Например, в весовой категории до 96-ти Дмитрий Тимченко, на мой взгляд, сильнее других. Чемпионат Украины он проиграл из-за судейской ошибки. Его наказали якобы за то, что он брал соперника за пальцы. Мои противники не только это делали, а разрывали захват - и все было нормально. В вольной борьбе, например, лидеры готовятся непосредственно к соревнованиям высокого уровня - чемпионаты мира и Европы. А у нас, чтобы попасть в состав сборной на эти же старты, нужно выиграть чемпионат Украины и на международных турнирах бороться за медали. В итоге на протяжении года мы должны выступить на восьми стартах с максимальным результатом. А в профессиональном спорте так не бывает.

- А как бы вы хотели, чтобы проходил отбор?

- Тренеры сборной видят всех спортсменов и знают, кто на что из них способен. Если борец на чемпионате Европы завоевывает медаль, его должны освобождать от Кубка Украины или турнира. То есть давать ему право выбора, где выступать. Если у этого медалиста есть конкурент в национальной сборной, то претендента на поездку на следующий официальный старт они должны определить между собой на международном турнире. Но все равно спортсмен находится постоянно в психологическом напряжении, ведь окончательный состав на чемпионат мира или Европы оглашают за неделю до старта. Соответственно, подготовка уже не та, которой должна быть. Борец к главным соревнованиям подходит уже морально истощенным. По сути, он еще ничего не сделал, но уже приложил максимум усилий, чтобы только поехать. Если бы отбор проходил по-другому, то, думаю, и результаты были бы другими.

- А вас ведь хватило и на отбор, и на чемпионат Европы.

- Это сегодня так. А завтра может уже не хватить. Некоторым спортсменам нужно давать большие нагрузки перед соревнованиями, а некоторым, наоборот, дать возможность отдохнуть, чтобы они накопили энергию. Даже незначительная мелочь может сыграть потом большую роль.

- Вам лично нужно сбавить нагрузки перед стартом?

- Да, чтобы у меня было желание и кураж. Я должен соскучиться по борьбе.

ЗА МЕСЯЦ ДО ОЛИМПИАДЫ ВЫИГРАЛ У БУДУЩЕГО ЧЕМПИОНА

- Красное трико дает преимущество в партере в первом периоде при нулевом счете. На ваш взгляд, это новшество, появившееся в 2009 году, является недочетом или все-таки это справедливо - пусть чемпиона определяет еще и доля везения?

- Ни в коем случае. Действительно, в первом периоде, когда сил больше, чем во втором, накатить соперника в партере легче. Тем более на сухое тело. Еще есть нюанс с жеребьевкой. Сейчас мы просто нажимаем кнопку на компьютере, после чего на экране высвечивается номер. Но кто гарантирует то, что не занесена программа, где определенным спортсменам уже присвоены номера?

- Старые правила, по которым боролись до 2005 года, вам больше по душе?

- Считаю, они оптимально определяют сильнейшего - два периода по три минуты, и счет ведется по сумме всех заработанных за это время баллов. Сейчас ты можешь выиграть первый период 5:0, а потом уступить второй и третий 0:1. В результате проигрываешь и весь поединок со счетом 5:2. Это не совсем правильно. Раньше нужно было быть хорошо готовым физически и проявлять активность на ковре. Сейчас большинство спортсменов в стойке не борются, а стоят в защите, дожидаясь партера. А там уже - повезет или не повезет. В партере ногу где-то согнул в коленях - и судья наказал. Сославшись на то, что работаешь ногами, арбитр присуждает противнику два балла. Наверное, эти правила и придумали, чтобы рефери могли корректировать поединок. Сейчас любой может выиграть у сильнейшего. Раньше, если спортсмен высокого уровня активно боролся, то рано или поздно соперник, уступавший ему в мастерстве, сдавался в стойке. Тот же Маринов. Он - чемпион мира, но баллы отдавал очень легко. Почему? Да потому что физически устал. Всего за полторы минуты я его загнал своими активными атаками. А за три минуты мне было бы намного проще пробить захваты. Ведь полторы минуты соперник еще может защищаться, а потом будет открываться и идти в открытую борьбу.

- Еще в 2005-м вы выступали в весе до 74 кг, но потом перешли в более тяжелую категорию. Набрали массу или же в 74 кг было тяжело пробиться в сборную?

- Я числился в ее составе. Но мой конкурент Володя Шацких в начале 2008-го выиграл «Гран-при «Иван Поддубный». Тренерский совет освободил его от чемпионата Украины, планируя именно его кандидатуру на поездку в Пекин. Не было смысла гонять килограммы и выступать в этом весе. Вот я и перешел в более тяжелую категорию. Сейчас я набрал вес (около 88 кг), но, наверное, мои соперники все-таки физически больше меня и сильнее. Но это не главное в борьбе.

- Не жалеете, что поменяли весовую прописку, ведь и в новом весе не смогли поехать в Пекин-2008?

- Что не делается - все к лучшему. Перед Олимпиадой я выиграл чемпионат Украины, хотя меня и засуживали. Александра Дарагана, который представлял нашу страну на Олимпиаде, я два раза ложил на лопатки. Потом постановили, что решающим будет международный турнир «Азовмаш» в Мариуполе. Я выиграл и его, но Дараган там не боролся. Просил контрольную встречу с ним, но нам ее не дали. В итоге все те, кого я победил в Мариуполе, через месяц стояли на олимпийском пьедестале почета, в том числе и чемпион Пекина итальянец Андреа Мингуцци.

- И какими же были ваши эмоции, когда увидели медалистов Игр-2008?

- Плакать или биться головой об стену не хотелось. Конечно, неприятный осадок был, ведь у этих людей я выиграл без шансов для них. Можно сказать, это было мое украденное олимпийское счастье. Хотя не гарантирую, что выиграл бы Игры. Но, во всяком случае, я бы поборолся. Тем более был тогда в хорошей физической форме. В 2004-м мне тоже не дали даже шанса побороться за путевку в Афины-2004. Сказали, что поедет Владимир Шацких, ведь именно он завоевал лицензию. Не говорю, что я был сильнее Владимира. Однако выиграл на Кубке мира-2005 у россиянина Вартереса Самургашева, которому Шацких уступил на Играх. Может, на Олимпиаде и я бы проиграл Самургашеву. Но это уже история.

РАНЬШЕ ДАВАЛ СДАЧУ, СЕЙЧАС НА ПРОВОКАЦИИ НЕ ПОДДАЮСЬ

- В женской борьбе соперницы иногда прибегают к грязным приемам - кусают друг друга, дергают за волосы, вставляют пальцы в глаза или шею. С чем приходилось сталкиваться на ковре вам?

- На последнем турнире перед чемпионатом Европы в Турции, где я занял третье место, турок прокусил мне палец. Причем до такой степени, что видно было кость. Рана месяц все никак не заживала. После чемпионата Украины рука опухла и была, как три моих кулака.

- Но вы отомстили «голодному» обидчику?

- Раньше я мог ударить головой в ответ, из-за чего меня как-то сняли с национального первенства. На международной арене тоже мог ударить головой или локтем. Но никогда этого не делал первым - только в ответ. За это наказывали предупреждениями, отдавая баллы соперникам. Есть борцы, которые грязно борются и делают это так, что судья их не наказывает. Кстати, с турками у меня было много подобных схваток. Они нагло провоцируют, но я не поддаюсь. Один раз турок разбежался, ударился об меня головой и упал, будто я его ударил. Но судьи разобрались в ситуации. В арсенале представителей этой страны есть и другие штучки - мажутся маслом или хватают тебя за трико, как в дзюдо.

- Свою первую медаль вы завоевали семь лет назад. Открываете новую страницу в своей карьере?

- Такого чувства нет. Я поставил цель - Олимпийские игры, но не обязательно Лондон-2012. Если все получится в столице Великобритании - хорошо. В противном случае, если позволит возраст, можно будет еще побороться. Пока, конечно, все мысли о Лондоне. Но для начала нужно успешно выступить на чемпионате мира.

- Как празднуют чемпионы свою победу?

- Я еще никак не отмечал. Посидел за обедом с друзьями, обсудили мое выступление. Для меня это праздник, а также поддержка родных - родителей и двух младших сестер. Когда с соревнований приезжал без медали, то, бывало, отключал телефон и не хотел ни с кем общаться. Мне было неудобно перед близкими людьми, что не оправдал их надежд.

- Долго корите себя после поражений?

- Если соревнования серьезного уровня, то могу и месяц ходить без настроения. После чемпионата мира-2010 схватка с турком неделю стояла у меня перед глазами. А поединок за золото чемпионата Европы-2011 даже ни разу не вспоминал. Я выиграл и сразу забыл об этом. Это правильное решение. Расслабляться нельзя.

- Ну, хоть отдохнете?

- Времени на это нет. В воскресенье начинается базовый сбор в Алуште. Опять работа и соревнования.

Ирина ГОЛИНЬКОСпорт-Экспресс в Украине


http://www.sport-express.ua/