Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

"В борьбе лёгких путей не бывает"

Воскресенье, 22 Апреля 2012, 09:59

Мнацакана Искандаряна можно представить читателям, используя добрый десяток заработанных им титулов и званий - олимпийский чемпион 1992 года в Барселоне, трёхкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы и далее по списку. А еще он - один из тренеров национальной сборной России по греко-римской борьбе. На прошлой неделе знаменитый борец побывал на традиционном, 42-м по счёту юношеском турнире памяти Ивана Григорьева в Новоалтайске, где ответил на вопросы корреспондента "АП".

Мнацакана Искандаряна можно представить читателям, используя добрый десяток заработанных им титулов и званий – олимпийский чемпион 1992 года в Барселоне, трёхкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы и далее по списку. А еще он – один из тренеров национальной сборной России по греко-римской борьбе. На прошлой неделе знаменитый борец побывал на традиционном, 42-м по счёту юношеском турнире памяти Ивана Григорьева в Новоалтайске, где ответил на вопросы корреспондента «АП».
– Мнацакан Фрунзевич, какие воспоминания у вас остались от триумфа в Барселоне?
– Это были лучшие мгновения в моей жизни. Осознание того, что сделал, пришло, наверное, через час после финального свистка или даже больше. А сначала просто в облаках летал где-то. Было ощущение, что весь мир под твоими ногами.
– На тех Играх вы дебютировали, хотя и приехали в ранге действующего чемпиона мира и Европы. Неужели совсем не волновались перед финалом?
– Если честно, у меня была такая высокая психологическая подготовка, что даже не почувствовал накал соревнований. Боролся семь схваток и все выиграл с большим преимуществом. А вот некоторые ребята из сборной СНГ, я считаю, перегорели, им не хватило нервного запаса в финальных встречах.
– Как олимпийское «золото» изменило вашу жизнь? Не стало ли давить со спортивной точки зрения?
– Было такое. К олимпийским чемпионам ведь всегда повышенные требования, от них ждут только побед. Хотя я и сам от себя требовал этого. Проигрывать не любил даже на тренировках.
– В силу тогдашних нагрузок в каком возрасте обычно спортсмены заканчивали свою карьеру?
– Нагрузки были очень серьёзные. Когда я попал в сборную Союза, в моей категории было восемь равных ребят. И каждый хотел стать первым номером. Чтобы оставаться на вершине, приходилось много пахать без праздников и выходных. Физических возможностей тянуть этот воз у меня хватило на восемь лет. Первые два года после Барселоны я еще нормально выступал, а потом пошли травмы. Завершил карьеру борца в 29 лет после Олимпиады в Атланте, где занял только пятое место.
– Олимпиада в Лондоне уже не за горами. Чего ждёте от российских борцов?
– Пока сложно сказать. Но последние чемпионаты мира и Европы показали, что есть проблемы. У наших ребят хромает и тактическая, и техническая подготовка, физическая база тоже слабовата. Борцы из бывших республик СНГ здорово прибавили и сегодня составляют серьезную конкуренцию.
– Говорят, что ведущих борцов сегодня заменить некому, поэтому некоторые из них поедут на Олимпиаду уже в третий раз.
– Есть такая тенденция. Это уже заметно и по Алексею Мишину (олимпийский чемпион Афин-2004, многократный чемпион мира и Европы в весе до 84 кг. – Прим. «АП»), у которого как будто сдали нервы. Ну и его возраст – 33 года – для борьбы уже приличный. Молодёжь есть, но многие из них налегке хотят тренироваться, а потом выходить и выигрывать. Но этого не будет. У них ещё нет такого опыта, мастерства, психологической подготовки. Чтобы поехать на Олимпиаду, нужно много пахать.
– А как вы можете прокомментировать высказывания некоторых известных в прошлом борцов о том, что сегодня молодые спортсмены не «доживают» до взрослой сборной и слишком рано уходят «на пенсию»?
– Это связано с весогонкой. С юношеских лет многие сгоняют перед соревнованиями по шесть - восемь килограммов, чтобы бороться с более лёгкими соперниками. И после такой нагрузки лет через пять нервная система истощается. Сам я никогда не гонял вес, кушал по полной программе. Был даже недовеском. Потом набрал килограмм-два лишнего. Но за одну тренировку входил в нужный вес без всякой весогонки.
– За время своей тренерской карьеры вы воспитали немало достойных мастеров. Вам известна какая-то магическая формула подготовки чемпионов?
– Все предельно просто. Работай – и успех тебя найдет. Своим ученикам всегда стараюсь дать как можно больший арсенал приёмов, чтобы их борьба была разнообразной. Среди нынешней молодёжи немало ребят, как я уже сказал, которые пытаются филонить, тренироваться вполсилы. Приходится им напоминать, что в борьбе лёгких путей не бывает. Если хочешь уверенно чувствовать себя на ковре, то нужно, извините за каламбур, перебороть себя, привыкнуть к большим нагрузкам.
– Вам доводилось сталкиваться с несправедливым судейством?
– Не так уж часто. Однажды в Италии на моём первом чемпионате мира в 1990 году дошёл до финала, где должен был бороться с болгарином. Уже после схватки узнал, что тренер дал ему задание отстоять всю встречу. Даже ничего не делать, лишь бы не проиграть никаких баллов. В этом случае судьи могли отдать победу болгарскому спортсмену, на это он и был нацелен. Очень сложно атаковать, когда соперник в глухой защите, но я всё же выиграл по баллам.
– Современная греко-римская борьба постоянно эволюционирует, меняются правила. Но становится ли она красивее, зрелищнее?
– Борьба во многом зрелищность утратила. В этом, думаю, виновата Международная федерация спортивной борьбы. В современных правилах много не поддающегося логике. Полторы минуты можно толкаться, ничего не делать. Потом в партер поставят, и кто-то вытащит, а кто-то нет. Будут кидать жребий.
И что многие тренеры с изменением правил начали подстраиваться под них. Работать не на базу, не на фундамент, а на правила. Это приводит к потере красоты, зрелищности, динамичности. Я своих воспитанников заставляю бороться в стойке. Когда ещё работал тренером молодёжной сборной, мы в Перми проводили первенство России и, несмотря на международные правила, разрешали ребятам бороться только так, вообще без партера. И так три года. Многим это помогло в дальнейшем более уверенно чувствовать себя на ковре.
– Есть ли у вас коронный прием?
– Их много. Я когда выходил на ковёр, всегда старался доставить удовольствие и себе, и зрителям.
– Могли бы сегодня выйти на схватку с более молодыми соперниками?
– Конечно, в сборной России, где я отвечаю за весовую категорию до 84 кг, работаю с ребятами, которые тяжелее меня на две-три весовые категории. В стойке им пока сложно у меня баллы выиграть. Да и в партере тоже их иногда обманываю. Я своим ребятам часто говорю: за счёт силы побеждать – много ума не надо. Перехитрить противника, использовать его силу против него же –вот высший борцовский пилотаж.
– На Алтае часто бываете?
– Последнее время не так часто, как хотелось бы. Дважды приезжал на турнир Карелина. У меня здесь много друзей, как и в других городах Сибири. Очень нравится природа на Алтае, но на этот раз, к сожалению, отдохнуть не получится, впереди подготовка к чемпионату России и Олимпийским играм.
О турнире
Традиционный детско-юношеский турнир памяти Героя Советского Союза лётчика Ивана Григорьева собрал в Новоалтайске 156 борцов в возрасте от 13 до 15 лет со всей Сибири и Казахстана. Хозяева ковра завоевали наибольшее количество медалей. На счету алтайских борцов четыре «золота» из одиннадцати: у новоалтайцев Георгия Токмачёва (категория до 58 кг) и Ивана Стёпкина (до 54 кг), бийчанина Мамеда Сафарова (до 35 кг) и рубцовчанина Алексея Пищик (до 63 кг). В неофициальном командном зачете Алтайский край на первом месте.


Евгений ЛИМАНСКИЙ

http://www.ap22.ru