Чемпион мира по греко-римской борьбе рассказал о своей непростой судьбе
В ближайший уикенд в Москве пройдет Кубок европейских наций «Московские звезды» с участием титулованных борцов греко-римской и вольной борьбы из восьми стран. Сборную российских «классиков» возглавят олимпийский чемпион-2004 Хасан Бароев и чемпион мира-2011 Роман Власов. В преддверии турнира 21-летний житель Новосибирска Роман ВЛАСОВ рассказал «МН» о своей непростой судьбе.
— Полтора месяца назад вы впервые в карьере выиграли чемпионат мира. Переживания и эмоции от долгожданной победы улеглись?
— Конечно, это пройденный этап, но мысленно все равно возвращаюсь к тому событию. Волнение было огромное. Ответственность давила. Я ведь последним боролся, знал, что первых мест у нашей сборной нет. Боялся подвести ребят, тренеров. Понимал, что без золотой медали не могу вернуться домой.
Как проходили первые схватки, не помню. Все было как в тумане. Потом постепенно пришел в себя. Перед финалом «закрылся». Лег в разминочном зале, вставил наушники, включил Морриконе, ни с кем не разговаривал. Собрался, вышел на ковер и победил. Когда рефери поднял мою руку, то я не слышал ни рева зала, ни криков — ничего. Только видел, как радуются тренеры, вся команда. Стоял на пьедестале. Звучал российский гимн. Турок, мой соперник, плакал.
— На следующий день проснулись счастливым и знаменитым?
— Следующий день стал для меня сущим кошмаром. Болело все. Заплывший глаз не открывался. Не было ни радости, вообще никаких эмоций — только пустота внутри. Я столько раз представлял, как это будет, когда выиграю чемпионат мира. Море счастья. Как стану раздавать интервью. И действительно, когда вернулся в Новосибирск, в аэропорту встречало столько камер, журналистов. А мне ни с кем не хотелось говорить. Просто побыть одному, в тишине. Свои поединки на чемпионате мира я только через неделю смог посмотреть. До этого ничего не хотелось вообще. На телефонные звонки не отвечал. Сделал только одно исключение для мамы. Мы с ней редко видимся, она в Болгарии живет. Свою победу на чемпионате мира я посвятил ей.
— Вы живете в Новосибирске, а мама — в Болгарии?
— Мама вышла замуж за болгарина, когда мне исполнилось 14 лет. Конечно, было непросто с ней расставаться, но я понимал, что не вправе препятствовать маминому счастью. Когда был маленьким, жили мы трудно. Отец ушел из семьи. Остались втроем — мама, старший брат Артем и я. Чтобы содержать нас, мама крутилась на трех работах: преподавала в школе историю, подрабатывала няней, на выходные приводила детишек, а еще делала корейские салаты под заказ. Они у нее вкусно получались. Денег, естественно, не хватало. Часто случалось — откроешь холодильник, а там ничего. Поэтому в детстве, только не смейтесь, у меня были самые прозаичные мечты — вдоволь поесть. Дальнейшие мои желания были связаны со спортом.
— Вы ведь очень рано занялись борьбой?
— В шесть лет, хотя обычно в этот вид спорта приходят в десять. Это все мой брат, который старше на шесть лет. Он записался в борцовскую секцию, пропадал на тренировках, много рассказывал, ну я и стал умолять брата взять с собой. Уговорили маму, пошли. Тренеры не возражали. Возится ребенок в зале, и пусть. День-два покувыркается — надоест. Но я не остыл. Поначалу это была игра. Даже мехового зайца брал с собой в зал. Ставил на полку, чтобы тот смотрел. Наверное, заяц был для меня первым благодарным зрителем. Постепенно дорос до того, что в группу пришли сверстники. Тренировки стали более осознанными. А когда потом я попал в сборную и мне выдали форму, то это стало таким мощным стимулом. Я не понимал, как ребята могут тренироваться в такой красивой форме. Я одевал что похуже, а новую экипировку берег. Свои первые соревнования я проиграл. Плакал. Тренер Вячеслав Раденко утешал. Но, знаете, если бы не то поражение, не вышло бы из меня спортсмена. Именно после проигрыша внутри все перевернулось. Начал тренироваться два раза в день. Потом даже в школу другую перешел, чтобы совмещать учебу с тренировками.
— Насколько я понимаю, к тому времени вас уже опекал Виктор Кузнецов — тренер знаменитого Александра Карелина. В чем особенность его тренировок?
— Виктор Михайлович живет работой. Проводит в зале больше времени, чем дома со своей семьей. Фанат. Максималист. Спокойный. Терпеливый. Человек с колоссальным опытом, который знает формулу успеха, как надо побеждать.
— И как?
— Если вкратце сформулировать, то выигрывать надо так, чтобы ни у кого не возникало тени сомнений. А для этого нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться, совершенствоваться. Простой пример. Раньше моим козырем был «партер», и я добивался результата за счет этой сильной стороны. Но, проанализировав выступление на чемпионате Европы в Дортмунде, мы стали иначе работать, подтянули «стойку». Если спортсмен будет стоять на месте, не добавлять, ничего не менять, то для соперников он не опасен, потому что его манеру легко изучить и все заранее просчитать. Предполагаю, что чемпионский титул в Стамбуле был завоеван во многом благодаря тому, что, подтянув слабый компонент, я преподнес сюрприз конкурентам.
— Какой турнир вы бы вычеркнули из памяти и о каком вспоминаете часто?
— Не люблю вспоминать проигранную схватку на первенстве России 2005 года. Тогда я вел 4:0, но за тридцать секунд до конца умудрился растерять все преимущество. Так сильно хотел победить, что полез в захват, накрутил, засуетился и проиграл. В итоге меня даже к сборной не подключили. Переживал страшно. Поехал в спортивный лагерь. Тренировался как умалишенный и на следующий год с температурой выиграл первенство страны.
Перед соревнованиями заболел ангиной. Но отказаться от участия даже мысли не возникло. Мама побежала к соседям, заняла 500 руб., купила антибиотиков, и в поезде, пока ехал на чемпионат, я глотал таблетки. Но главное — результат. В жизни ничего не дается легко. Турниром, который мне дал дорогу в жизнь, считаю «Приз Карелина» — детские соревнования, благодаря которым сложилась моя спортивная судьба. Для меня, подростка, получить награду из рук Карелина было равноценно тому, что завоевать медаль чемпионата мира. Я трижды побеждал на «Призе Карелина». Пока этот результат не повторил никто.
— Какие мысли по поводу Олимпиады в Лондоне?
— Очень хочу поехать на Олимпийские игры, но надо попасть в команду.