Власов как будто обречен на постоянные сравнения с Карелиным. Оба - коренные сибиряки, оба - ученики одного тренера. Виктор Кузнецов готовил Карелина к четырем Олимпиадам, а сейчас начинает путь с Власовым. Путь, который обещает быть очень интересным. А станет ли он таким же успешным, как у великого предшественника, покажет время.
Власов как будто обречен на постоянные сравнения с Карелиным. Оба - коренные сибиряки, оба - ученики одного тренера. Виктор Кузнецов готовил Карелина к четырем Олимпиадам, а сейчас начинает путь с Власовым. Путь, который обещает быть очень интересным. А станет ли он таким же успешным, как у великого предшественника, покажет время.
- Ромка наделен основными общечеловеческими качествами: целеустремленностью и трудолюбием, - говорил мне Кузнецов три недели назад. - Он добрый и отзывчивый парень. Одним словом, у него есть все, чтобы быть большим чемпионом. Карелина и Власова роднит стойкость характера и трудолюбие. Саша был боец, каких поискать. Таким же растет и Рома. Он, кстати, вовсе не зациклен на борьбе, а, наоборот, интересуется вопросами из самых разных сфер, заканчивает институт.
* * *
- После стамбульской победы вы услышали немало теплых слов. Самые важные для вас поздравления? - интересуюсь у Власова.
- Они сошли с уст Карелина. Это были самые приятные слова, они стимулируют для дальнейших свершений. Моя победа - подарок Сан Санычу и моему, а когда-то его тренеру Виктору Михайловичу Кузнецову. Кстати, когда все поздравляли Карелина с днем рождения (19 сентября трехкратному олимпийскому чемпиону исполнилось 44 года. -Прим. Д. О.), он произнес: "Это я вас всех поздравляю с новым чемпионом мира".
- А какую оценку поставил вам Кузнецов?
- Беседовали всю обратную дорогу из Стамбула. Признаться, никогда не видел его таким счастливым. Обычно, когда возвращаемся с соревнований, он меня не хвалит. Напротив, досконально разбираем выступление и работаем над ошибками. Тут же впервые услышал от него по-настоящему теплые слова и увидел в его глазах счастье. Думаю, это лучший стимул для дальнейшей трудовой деятельности.
- Виктор Михайлович произвел на меня впечатление чересчур требовательного специалиста.
- А как иначе? Он - максималист по жизни и хочет выигрывать все.
- Конфликты у вас случаются?
- У нас с Кузнецовым полное взаимопонимание, одно ведь дело делаем. Так что наши мнения совпадают по любому вопросу. Он мне как отец, вместе горы свернем. В своей жизни я выиграл все турниры, на которые мы приезжали вместе. А вот стоило Виктору Михайловичу не полететь на чемпионат Европы в Дортмунд из-за проблем со здоровьем, как я занял только третье место.
- Результатом грязных действий хорвата Невена Жугая в полуфинальной схватке чемпионата мира явилась чудовищного вида гематома под вашим левым глазом. Главная травма в карьере?
- Что вы! Два года назад перед юниорским первенством России травмировал плечо. Оно потом долго и трудно заживало. А к рассечениям и синякам спокойно отношусь, такие повреждения серьезными не считаю.
- Плечо больше не беспокоит?
- Благодаря Карелину прошел курс лечения в лучших клиниках Новосибирска, так что о травме уже можно забыть.
- В НХЛ информация о травмах игроков строго засекречена: не дай бог, соперники прознают, станут специально бить в поврежденное место. В борьбе сталкивались с таким же подходом?
- Турок Себи (Сельджук Себи - двукратный чемпион мира, соперник Власова по стамбульскому финалу. - прим. Д. О.) натягивал мне повязку на глаза - да так, что ее пришлось вообще снять. Думаю, делал он это умышленно.
- Самый подлый прием, примененный против вас?
- До того же Себи ни с чем подобным не сталкивался. Поднявшись на ковер, обнаружил: ба, да он намазан!
- Сильно удивились?
- Напротив, ждали чего-то подобного. Поэтому разрабатывали с тренером особый план на эту схватку.
- Масло дает веское преимущество?
- Намазавшийся быстро потеет и становится скользким. Соответственно, провести против него прием гораздо сложнее. А турки как раз любят бороться в стойке.
- Судьи на такое закрывают глаза?
- Так ведь дело было в Турции.
* * *
- Общаетесь с конкурентами за место в сборной - олимпийским чемпионом Вартересом Самургашевым и Имилем Шарафетдиновым?
- В нашей многонациональной команде, поверьте, царят теплые взаимоуважительные отношения. Тот же Самургашев, скажем, после моей победы прислал поздравительное сообщение.
- Кто ваш лучший друг в сборной России?
- Хорошо общаюсь с Юрой Денисовым, Никитой Мельниковым, Рустемом Тотровым и Аланом Хугаевым.
- Трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь о современном греко-римском стиле высказался в нашей беседе так: борцы знают, что их обязательно будут ставить в партер, поэтому предшествующие этому полторы минуты проходят в режиме разминки.
- Никогда не станет чемпионом тот, кто не борется в стойке, а только ждет партер. Необходимо уметь результативно действовать и там и там. Вот и себе ставлю установку - взять балл в стойке и провести коронный прием в партере.
- У вас потрясающе получается задний пояс, а Карелин прославился обратным поясом. Данный прием - фирменный знак учеников Кузнецова?
- У каждого спортсмена должна быть своя "коронка". Мы много чего отрабатывали на тренировках и в итоге пришли к такому вот варианту - переходу с бокового пояса на задний. Пока получается.
- Как сложно подготовить задний пояс и успешно его провести во время поединка?
- Необходимы комбинационные действия. Нужно обмануть и вывести соперника на этот прием. Качнуть его в одну сторону, а сделать - в другую. Очень тонкие вещи, приходящие с годами тренировок.
- Если задний пояс проведен правильно, защититься от него возможно?
- У меня есть комбинации на все случаи, как бы кто ни защищался. По крайней мере пока никто не устоял. А если кто найдет защиту, обязательно еще что-нибудь придумаю.
- Победитель Игр в Афинах и капитан российских классиков Хасан Бароев однажды образно выразил свое отношение к постоянным изменениям правил: мол, начинаешь четырехлетний цикл по одним, заканчиваешь по другим, а на Олимпиаде борешься по третьим. Сколько раз менялись правила на вашем веку?
- С ходу не возьмусь вспомнить. Но если уверенно себя чувствуешь и в стойке, и в партере, можно выигрывать по любым правилам.
- Ваши главные козыри?
- Я еще ничего серьезного не добился, так как же я могу сам себя охарактеризовать!
- То есть выигрыш чемпионата мира - не самое серьезное достижение?
- Это только первый шаг на пути к большим победам.
- Но вы строите планы на свою карьеру?
- Буду бороться до тех пор, пока позволит здоровье. Стремлюсь доставлять радость своим болельщикам, родным и близким. Хочется быть похожим на Карелина, кумира моего детства. А борьба для меня - это и работа, и хобби. Я ею живу и даже не представляю себе, что будет, если когда-то мне скажут: все, пора заканчивать.
- Вы помните своего кумира на ковре?
- В полной мере осознал масштаб его личности, только когда сам начал заниматься спортом. Он ведь закончил после Игр в Сиднее, а мне тогда не было и десяти. Зато позднее просмотрел огромное количество его схваток, было интересно наблюдать за поведением Сан Саныча на ковре.
* * *
- Вы коренной сибиряк?
- Конечно.
- Три отличительных свойства настоящего сибиряка, на ваш взгляд?
- Любовь к Родине, верность традициям, преданность родным и близким.
- В отлучке по Новосибирску скучаете?
- Не могу надолго уезжать отсюда, а когда возвращаюсь и вижу город из иллюминатора самолета - сердце радуется. Уверен, в другое место не перееду жить никогда.
- Любимая часть Новосибирска?
- Заельцовский парк. Там я бегаю кроссы, гуляю - да и вообще провожу много времени.
- Вам нравятся другие виды спорта?
- Не сказал бы. Слежу за вольниками, во время Олимпиады болею за хоккеистов. Еще смотрю биатлон и всегда болею за свою землячку Анну Богалий-Титовец.
- С победой на чемпионате вас поздравил президент страны. Телеграмма от Дмитрия Медведева до вас дошла?
- Вот она - передо мной. Вставил ее в рамочку и повесил на стену. Теперь это один из самых главных моих трофеев. Что и говорить, неожиданная телеграмма. Президент за нами следит, и это приятно.
- Уже упомянутый мной Бароев снимается в кино. Вас съемочная площадка привлекает?
- В перспективе - может быть, но сейчас все мысли о следующем годе. Уже забыл, что я - чемпион мира. Ни о чем другом, кроме Лондона, и не думаю.
- Последняя прочитанная книга?
- "Старик и море" Эрнеста Хемингуэя.
- На поддержку государства не жалуетесь?
- Нас отлично поддерживают и федерация, и министерство спорта. Создаются все условия. И за свое будущее я спокоен: знаю, что когда закончу карьеру, не останусь на улице. А сейчас могу нормально работать, не задумываясь, как там все сложится дальше.
- Где учитесь?
- В Новосибирском государственном аграрном институте на юриста.
- До январского турнира Поддубного соревноваться не будете?
- Думаю, нет. Просто этот год выдался очень насыщенным. Судите сами: чемпионаты России, мира и Европы, Мемориал Пытлясинского, Кубок мира. Было много стартов, поэтому хочется отдохнуть и заняться общефизической подготовкой.
Перед тем как попрощаться, Власов сказал:
- Не хочу, чтобы люди думали: дескать, это только моя победа. Ее бы не случилось без президента нашей федерации Михаила Мамиашвили, главного тренера Гоги Когуашвили и Михаила Иванченко, отвечающего в сборной за категорию до 74 килограммов.
- Чемпиона Европы Иванченко, к слову, на ковре успели застать?
- Нет, я пришел во взрослую команду тогда, когда Михаил Михайлович уже приступил к новой работе.