Если б только слышно! Их еще и нетрудно было видеть. Тегеранские полицейские из последних сил сдерживали толпу осатанелых людей, рвавшихся к ковру, на котором Шахин переворачивался на лопатки. Тренер турецкой команды упал на живот и, лежа на обкладных матах, умоляюще тянул руки к Шахину и что-то неистово кричал, очевидно умолял - не ложиться на спину...
Лопатки Шахина медленно втискивались в ковер. На стадион опустилась тишина. Владимир Синявский вторично стал чемпионом мира. За четыре дня турнира он не проиграл соперникам ни единого балла. Ни единого!.. Где он научился гак бороться?
Борьбой Синявский начал заниматься поздно. Читатель может подумать, что автор сознательно подбирает людей, в биографиях которых никак не встретишь понятие «ранняя специализация» Арам Ялтырян, Иван Богдан, Григорий Гамарник. Должен сказать, что я в самом деле не в восторге от того, что 15-летняя девушка становится чемпионкой мира, а в 22 года ее выводят из сборной, как спортсменку, которой же нет перспектив, потому что она полностью истратила самую драгоценную в спорте энергию - нервную. Хорошего в этом, согласитесь, мало. Не хочется мириться и с тем, что с борцовского ковра сходит 26-летний олимпийский чемпион, а специалисты, сочувствуя ему, беспомощно разводят руками: «Выработался…»
Гораздо приятнее для ума и сердца было видеть, как 36-летний Виктор Чукарин завоевывал звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр по спортивной гимнастике или 40-летний Анатолии Рощин становился олимпийским чемпионом по классической борьбе в тяжелом весе... В большом спорте должны раскрываться люди зрелые, и жить они должны в нем долго и ярко.
И все же специально я никого не подбирал. Просто это правда жизни: борьбой Владимир Синявский начал заниматься чуть ли не в 20 лет.
В спорт пришел человек, у которого уже был немалый жизненный опыт. Голодал во время войны, после победы помогал родителям-колхозникам, пас артельный скот.
Как-то в поле Володя нашел неиспользованный патрон. Решил мальчик посмотреть, что у него внутри Патрон разорвался в руках, тяжело ранил кисть. Врачи сказали, что изуродованная рука будет значительно слабее, чем здоровая. Врачи не взяли в расчет характер Володи Синявского. Забегая вперед, скажу, что соперники Синявского па борцовском ковре не чувствовали разницы между его руками.
Он закончил ремесленное училище и уже работал слесарем, когда в его жизнь вошел Виктор Михайлович Веригин. Давно известно: спорт начинается с тренера, и от того, с какого тренера он начинается, зависит многое...
В 1939 году харьковчанин Виктор Веригин стад дизелистом подводной лодки. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками под Ленинградом Отряд, в котором воевал Вершин, оборонял подступы к Пулковским высотам из 58 моряков в конце блокады в живых осталось 13. Потом снова стал подводником, воевал на лодке «К-52», которой командовал Герой Советскою Союза И. Травкин. С фронта вернулся с орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды
Классической борьбой Веригин увлекся еще до войны, а в 1947 году стал чемпионом Балтийского флота. После демобилизации в свободное от основной работы слесаря-механика время Виктор Михайлович передавал свой спортивный опыт молодым борцам.
- Он не уставал твердить нам, что спорт - это очень серьезное дело, вспоминал Синявский. - Он не побил игривых людей, которые идут по жизни, пританцовывая. Да и я, если быть искренним, тоже в них не влюблен.
С человеком, который привел его к самым высоким вершинам в вольной борьбе, Синявский встретился на соревнованиях по борьбе классической. Среди арбитров первенства Киевского военного округа, в котором участвовал рядовой Синявский, был и 14-кратный чемпион СССР Арам Васильевич Ялтырян, тогда уже старший тренер сборной Украины по вольной борьбе. Синявский выиграл первенство, а после награждения его подозвал к себе Ялтырян:
«Эт-то ты, однако, приди ко мне на тренировку... Жестоко борешься!.. Мужчина! Быть может, чемпионом будешь!»
Правда превыше всего! Если бы кто-нибудь верил в большое будущее борца классического стиля Синявского, его бы так просто не отдали А.В. Ялтыряну. В том-то и дело, что никто ничего особенного в нем не видел. Подумаешь, 20-летний перворазрядник. Разве мало таких? Но Ялтырян, очевидно, что-то увидел, и Владимир Синявский стал борцом вольного стиля.
И начался упорный труд. Вот как сам Синявский рассказывал об этом: «Знаешь, трудностями меня испугать непросто. Я с детства к ним приучен и никакой работы не боюсь. Но честно скажу: Арам Васильевич и Василий Николаевич Рыбалко (они вместе тренировали в «Динамо») взвалили на меня такой груз, что часто думал, выдержу ли, не раздавит ли он меня? Очень помог мне и Николай Павлович Комов - большой мастер борьбы в партере. Тренировались мы в малом динамовском зале, что на первом этаже старого здания, возведенного, наверное, еще во времена царя Гороха. С соседних улиц приходили мальчишки и, стоя на невысоком карнизе, часами наблюдали за нашими тренировками… Борцы моего поколения очень любили этот зал – в нем всегда было тихо и работалось хорошо…»
Синявского волновал вопрос: выдержит ли он? что время волновало олимпийского чемпиона иранца Имамали Хабиби, нам неведомо. Однако известно другое: Владимир Синявский несколько лет усиленно тренировался, выигрывал первенства республики и Советской Армии, пристреливался к пьедесталам почета чемпионатов СССР (дважды был четвертым) – и все это еще и для того, чтобы встретиться во время матча Иран - СССР с одним из сильнейших в мире борцов - Хабиби и утвердил себя в кругу избранных
Имамали Хабиби видели миллионы людей в нашей стране. В кинофильме «Мазандаранский тигр» главную роль сыграл именно Хабиби - могучий, красивый, непобедимый. Фильм был создан в конце 60-х годов, а тогда, в 1957-м, когда Синявский готовился к встрече с Хабиби, иранец был непобедимым не в кино, а в жизни был настоящим тигром на борцовском ковре.
«Тренировались мы в малом динамовском зале». А где оттачивал свое яркое мастерство Имамали Хабиби?
Есть в центре Тегерана древнее здание круглой формы «Зур хане», что значит «Дом силы». Оборудован он специально для занятий борцов и штангистов в «Доме силы» немало гирь и гантелей, есть и оригинальные снаряды из тяжелых цепей, которые иранцы часами крутят над головой - развивают верхний плечевой пояс. Занятия проводятся на круглом манеже под барабанный бой и громогласные крики атлетов.
Как видите, встреча Хабиби Синявский должна была, между прочим, дать ответ и на то, как лучше учить борцов под барабанный бой или под взглядами мальчишек из киевских районов Подола. Печерска и Бессарабки, которые часами простаивали на невысоком карнизе, прижавшись сплюснутыми носами к окнам динамовского зала.
Здесь следует сказать и о том, что иранские борцы в те годы вообще очень редко проигрывали. В Тегеране, как утверждали сами иранцы, даже мысль о поражении исключалась, потому что в городе, где стоят святые стены «Зур хане», иранец проиграть не может
У советских борцов были особые отношения с Хабиби. Он выигрывал у многих наших спортсменов. Именно Хабиби отобрал звание чемпиона мира у «профессора борьбы» тбилисца Вахтанга Балавадзе. И вот против этого талантливейшего воспитанника «Зур хане» должен был выйти, по сути, дебютант между на родных встреч киевлянин Владимир Синявский.
Товарищи Володи понимали его состояние и, чем могли, помогали ему. Лучше других это сделал Балавадзе - он рассмешил Синявского: «Понимаешь, Володя, я пошел на пари: если ты проиграешь, я сбриваю свои усы. Но в Тбилиси мне без усов возвращаться нельзя. Ты же знаешь, мы, грузины, рождаемся с усами... Спасай меня, дорогой!..»
Иранец не спеша вышел на ковер и с ударом гонга со скоростью ракеты нырнул к ногам Синявского. Владимир упал в партер и проиграл балл. Навалившись сверху, Хабиби победно оглядел трибуны стадиона. На трибунах был полный порядок: его земляки орали, свистели, молились и пели. Но вскоре замолкли.
Есть такое техническое действие в борьбе – высед. Если правильно провести его, противник, который только что был на тебе, оказывается под тобой. Когда это произошло, киевлянин не смотрел на притихшие трибуны, у него были другие заботы…
Оплетенное ногой Синявского бедро Хабиби медленно подалось назад – вверх. За своей ногой, дабы соперник и вовсе не выкрутил ее из тазобедренного сустава, начал разворачиваться спиной к ковру и сам Хабиби, Синявский, как мог, «помогал» противнику - руку его захватил, за подбородок (это позволяется правилами) доворачивал... Борцы этот переворот почему-то называют - «канарейкой».
- Мы отрабатывали его так: Арам Васильевич становился в партер и говорил, что будет защищаться абсолютно правильно. Перевернуть я его смогу, если силовым давлением заставлю отказаться от защиты. «Канарейка» - жесткий прием, тут еще и терпеть нужно уметь... Хабиби не стерпел.
Произошло невероятное, произошло то, что видели и во что не хотели верить десятки тысяч тегеранцев. Их кумир, непобедимый Хабиби, лежал на лопатках. Тигр был усмирен.
Арбитр, упав на колени, зафиксировал туше и растерянно посмотрел на своих коллег, сидящих рядом с ковром. Потом медленно выпрямился, еще медленнее поднес ко рту свисток и дал сигнал.
Говорят, что в раздевалке три грузинских богатыря Вахтанг Балавадзе, Георгий Схиртладзе и Отар Канделаки (они тоже победили своих противников) станцевали в честь Синявского какой-то огненный кавказский танец. Особенно старался Балавадзе он сберег усы!
Синявский победил чемпиона Олимпиады и чемпиона мира, еще сам не имея звания чемпиона СССР. Нужно было обеспечивать прочные тылы...
Декабрь 1957 года был, наверное, одним из самых счастливых месяцев в жизни тренера Арама Васильевича Ялтыряна. Тогда, в Киеве, на первенстве страны три его ученика - Владимир Синявский, Борис Гуревич и Иван Выхрестюк - стали чемпионами Советского Союза.
Через год Синявский в составе сборной СССР выступал в Софии на розыгрыше Кубка мира. Перед нашей командой стояла сложная задача - впервые в истории вольной борьбы попытаться опередить сборную команду Турции, бессменного лидера всех мировых чемпионатов. Задача была выполнена! О вкладе Владимира Синявского в этот успех можно судить по тому, что, кроме золотой медали за первое место в личном зачете, он получил еще и специальный приз за лучшую технику борьбы.
…Первенство мира 1959 года проходило в Иране. На него Владимир Синявский приехал уже трехкратным чемпионом страны, победителем Всемирных игр молодежи и обладателем Кубка мира. В этот второй свой приезд в Тегеран Синявский и установил мировой рекорд. Рекорд, который превзойти невозможно, его можно только повторять.
Он надеялся встретиться с Хабиби, хотел доказать, что два года назад победил его неслучайно. Не встретился. Хабиби перешел в следующую категорию, где, кстати, стал чемпионом мира.
В легком весе интересы Ирана представлял другой борец – Махмуд Таджи, высокий, физически крепкий и подвижный. «Он сразу бросился в атаку. Захватил мою правую ногу обеими руками, да еще и ступню этой атакованной ногой зажал своими бедрами, и ждал, пока я упаду. Я и упал. И Таджи потянул за собой. В падении с помощью атакованной иранцем ноги развернул его спиной к ковру и положил на лопатки. Вот и все.»
После трех кругов Владимир не имел ни единого штрафного очка. Может, болгарину Вылчеву, венгру Тоту или Шахину из Турции удастся пробиться сквозь ураган атак Синявского? Не удалось и им – сильнейшим легковесам мира.
- Сложной была схватка с Тотом, В партере он боролся не остро, а вот сбивал вниз - никак не хуже меня. Добрых пять минут каждый из нас пытался не оказаться нижним в партерной борьбе. Это, наконец, удалось мне, и все было кончено. Против «растяжки» Тот не устоял.
О финальной схватке с турком Шахином мы рассказали в начале этого очерка. Итак: шесть поединков – шесть чистых побед. Арам Ялтырян, которого, откровенно говоря, практически нечем было удивить, на этот раз был настолько взволнован, что не обнимал Синявского, не говорил ему привычные в таких случаях слова. Ялтырян сказал:
- Володя, ты тренируешься и борешься, как работает хороший крестьянин. После тебя ничего не нужно доделывать... Все чистые победы!.. Эт-то ты жестоко боролся... мужчина!
Как известно, Тегеран расположен на достаточно солидном расстоянии от Одессы, но когда у тегеранцев спрашивали, кто популярнейший на чемпионате борец, в ответ слышали типично одесское:
- Вы еще спрашиваете? Конечно, Синявский! Пехлеван!
Заслуженный мастер спорта Владимир Синявский стал хорошим наставником: его ученик Иван Кулешов - мастер спорта международного класса, был чемпионом СССР и Европы. Долгое время подполковник Советской Армии, заслуженный тренер Украины В. И. Синявский был преподавателем военного училища. Курсанты часто просили Владимира Ивановича рассказать, как он побеждал сильнейших борцов мира. Синявский в таких случаях отвечал:
- Рассказывать долго. Пошли на ковер. Я лучше покажу вам...
Четыре десятка лет наш первый чемпион мира по вольной борьбе работал тренером сборной Украины. Одни поколения борцов сменяли другие. Только Синявский оставался. Украинские вольники стремятся осваивать приемы, которые были в арсенале нашего первого чемпиона мира.
«Канарейка» продолжает звонко насвистывать...
Из книги «От боли голос хрипнет» 2007 г.
Автор: Ян Дымов