Sovsport.ru вспоминает трагическую историю великого борца Ивана Ярыгина
11 октября 1997 года на 121-м километре трассы Нефтекумск – Затеречный, близ границы Дагестана и Ставропольского края, разбился в автокатастрофе выдающийся российский борец вольного стиля, двукратный олимпийский чемпион Иван Ярыгин. В 22.58 автомобиль BMW-735, на котором он возвращался из Махачкалы в Кисловодск, выехал на встречную полосу и на скорости 140 км/ч врезался в припаркованный на обочине грузовик «ЗИЛ-4331» с шестью тоннами муки…
В иномарке помимо Ярыгина находились директор кисловодской учебно-спортивной базы олимпийского резерва, заслуженный тренер России Изамутдин Кадыров и двое его сыновей – 22-летний Максуд (управлявший автомобилем) и 14-летний Расул. От страшного удара подросток скончался на месте. Сидевший рядом с водителем 48-летний Иван Ярыгин умер через полчаса в реанимационном отделении нефтекумской городской больницы вследствие тяжелой черепно-мозговой травмы. Отца и старшего сына Кадыровых, проведших несколько часов в коме, удалось спасти….
В начале октября 97-го года президент Федерации спортивной борьбы России Иван Ярыгин вернулся из Вроцлава, где завершился очередной чемпионат мира по греко-римской борьбе, и они с супругой решили отдохнуть несколько дней в Кисловодске. В Махачкалу Ярыгин попал, будучи уже в отпуске. В те дни там проходил традиционный международный турнир по вольной борьбе памяти его друга, пятикратного чемпиона мира Али Алиева, и Иван, естественно, не мог пропустить эти соревнования, тем более что члены бюро Международной федерации борьбы уполномочили его вручить Золотой орден FILA председателю Госсовета Республики Дагестан.
- Поначалу была мысль поехать на этот турнир вместе, – рассказывает Наталья Ярыгина, ныне первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России, член бюро FILA, – но потом разумно, как тогда показалось, решили, что такая поездка растянулась бы на неопределенный срок – слишком много друзей было в Дагестане. И Иван поехал один, пообещав вернуться на следующий день. Лучше бы он задержался, чтобы потом все-таки вернуться! Знаю, что десятки людей в Махачкале отговаривали его ехать в Кисловодск на ночь глядя, и он до последнего момента колебался: «Да-да, пожалуй, вы правы. Позвоню и не поеду», – но все же поехал – хотел, видимо, сдержать данное мне слово…
Не поверите, – продолжает Наталья Алексеевна, – но в тот вечер после 22.00 я проснулась в гостиничном номере от того, что громко хлопнула входная дверь. Но этого никак не могло произойти, поскольку она была закрыта изнутри. Потом, сопоставив время, пришла к выводу, что этот разбудивший меня «дверной хлопок» случился почти в тот самый момент, когда на темном шоссе столкнулись BMW и «ЗИЛ». Там, где это произошло, степь, ровная, как стол, дорога, никаких кюветов. Можно было вырулить куда угодно, но уснувший водитель «нашел» одинокий грузовик, который по трагической случайности поставили именно на том месте…
- В тот роковой вечер машина, в которой он ехал, догнала свадебный кортеж, – вспоминает бывший президент Федерации вольной борьбы Дагестана Махач Бижанов. – Четверо участников свадьбы, взявшись за руки, перекрыли дорогу по всем правилам дагестанских обычаев. Когда Ярыгин вышел для переговоров о традиционном в таких случаях выкупе, его, конечно, тут же узнали: авторитет этого человека в Дагестане был на недосягаемой высоте. Конечно, Иван Сергеевич мог поехать дальше без всякого выкупа, но он попросил показать ему жениха и невесту. Выяснилось, что в этом кортеже была только невеста, которую жених ждал дома. «Тогда покажите красавицу», — сказал Ярыгин. Увидев девушку, он вытащил из кармана крупную сумму денег и отдал ей со словами: «Будь счастлива, доченька!». После этого сел в машину и уехал, как сейчас мы уже знаем, навстречу смерти…
В спортивной борьбе, как известно, не существует мировых рекордов, тем не менее, один, пусть и неофициальный мировой рекорд для борцов вольного стиля все-таки принадлежит Ярыгину. Он установил его на первых в своей карьере Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Там русский богатырь, как с первого же дня окрестили Ивана немецкие газеты, затратил на 7 олимпийских поединков всего 12 минут из 63 положенных. Такого превосходства одного атлета над другими неслабыми соперниками не знали ни одни Олимпийские игры. Рекорд, который, как считают специалисты, побить невозможно. «Ярыгин довел мюнхенскую публику до неистовства, заставил ее реветь от восторга, когда он с невероятной легкостью поднимал в воздух и вминал лопатками в ковер 100-килограммовых спортсменов», – писал в те дни «Советский спорт».
Сам Ярыгин, вспоминая ту Олимпиаду, говорил, что был тогда на таком подъеме, что все в нем звенело и пело от сознания собственной силы
Автор: Валиев Борис