Венгерская сборная прибыла на алиевский турнир во главе со своим лидером Габором Хатошем.
В Центре олимпийской подготовки завершается сбор команд, которым в ближайшие выходные предстоит вступить в борьбу за призы мемориала Али Алиева. В эти дни вместе с хозяевами, борцами из Турции, Казахстана, Белоруссии и Азербайджана тренируются венгерская сборная. С её главным тренером Иштваном Гуяшем побеседовал корреспондент wrestdag.ru.
— Что представляет собой ваша команда, с которой вы приехали в Махачкалу?
— В неё входят десять борцов, на которых мы делаем ставку в новом олимпийском цикле. Среди них — в основном молодые, перспективные вольники, но есть и опытные борцы. Из них в первую очередь стоит выделить бронзового призера Олимпийских игр в весе до 74 кг Габора Хатоша и тяжеловеса, призера чемпионатов Европы Даниеля Лигети.
— Как восприняли Венгрии завоеванную Габором Хатошем медаль на Играх в Лондоне?
— Все были рады, но особенно порадовались этой медали все, кто имеет отношение к борьбе. О нас, борцах, уже стали забывать в Венгрии, ведь в последний раз вольники завоевывали олимпийские медали в 1980 году. Тогда тяжеловес Джозеф Бола стал серебряным призером, а Иштван Ковач, проигравший, кстати, вашему Магомедхану Арацилову, занял третье место. Благодаря результату Габора мы напомнили о себе, дали понять спортивным руководителям, что мы тоже можем завоевывать олимпийские награды, но для этого надо уделять внимание вольной борьбе, развивать и популяризировать её в стране.
— Вы считаете, что в Венгрии для этого делается недостаточно?
— Сегодня по статистике на 10 миллионов жителей Венгрии тремя стилями борьбы занимаются три тысячи человек, включая детей и ветеранов. В чемпионате страны по вольной борьбе участвовало 70 атлетов. Это весьма скоромные цифры. Молодежь неохотно идет на борьбу, предпочитая раскрученные, коммерческие виды спорта. Конкурировать нам с ними сложно еще и потому, что государство нас плохо финансирует. Самый высокооплачиваемый борец нашей сборной Габор Хатош получает в месяц от клуба и Олимпийского комитета в сумме около полторы тысячи евро. У большинства же наших сборников доход составляет 200 евро. Ребята стараются сами заработать, пытаются устроиться в клубы немецкой бундеслиги. Кому это удается, имеют неплохой приработок.
— А как у вас с условиями для тренировок, проведения сборов?
— Условия хорошие. У нас есть две отличные олимпийские базы неподалеку от Будапешта, и мы в любое время можем проводить на них сборы. Но от этих сборов толку мало, вернее, толк есть, если мы занимаемся физподготовкой, а чтобы совершенствоваться в борьбе, нам надо участвовать в совместных сборах с сильными командами. Поэтому при первой возможности стараемся попасть в Дагестан. Пусть у вас не такие хорошие бытовые условия, как у нас, тесный зал, но зато наши ребята могут потренироваться с сильными спарринг-партнерами. Хотелось бы ездить к вам не один раз в году, а чаще, но из-за проблем с финансированием это не удается. После Олимпиады в Лондоне нам обещали выделять больше средств на борьбу, но пока этого не видно.
— Зато у вас проводятся крупные международные соревнования по борьбе — чемпионаты мира и Европы. Вот и в этом году Будапеште состоится чемпионат мира.
— У нас хорошо получается проводить крупные соревнования, благо условия для этого есть — 12-тысячные современный Дворец спорта и рядом с ним гостиница для спортсменов. Заслуга в этом нашей Федерации борьбы во главе с олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе Чабой Хегедюшем. С 2000 года в Будапеште дважды были проведены чемпионаты Европы и один раз чемпионат мира. Жаль только, что трибуны на этих соревнованиях не заполняются и наполовину.
— Надо полагать, что к домашнему чемпионату мира вы готовитесь с особым настроем.
— Поэтому и привезли на алиевский турнир почти всех наших ведущих борцов. Потом примем участие еще в двух турнирах — в Германии и Польше. Надо постараться дома выступить хорошо, и на это нас нацеливает наше руководство. Что ж, сделаем для этого всё, что в наших силах.
Тимур РАСУЛОВ